Наука Каббала и ее суть (Бааль Сулам)
Наука каббала — это раскрытие Высшей управляющей силы всеми путями во всех ее свойствах и проявлениях, раскрывающихся в мирах и подлежащих раскрытию человеком в будущем, всеми способами, какие только можно применить для исследования ее в мирах, до конца всех поколений.
Цель творения
Поскольку нет ничего бесцельного у всего порожденного Высшей управляющей силой, постольку, несомненно, у нее самой есть цель творения, развернувшегося перед нами. Из всего разнообразия действительности, порожденной Высшей силой, особую важность представляет собой осмысленное ощущение, данное исключительно человеку, благодаря которому он ощущает страдания ближнего.
Поэтому, если у Высшей управляющей силы есть цель творения, то объектом ее является человек, и все сотворено только ради достижения человеком своего предназначения — состояния, в котором он ощутил бы управляющую им Высшую силу. Вследствие сближения, по мере подобия свойств отдачи и любви, возникает в человеке огромное наслаждение, вплоть до чудесного ощущения полного взаимного контакта с Высшей управляющей силой.
Сверху вниз
Известно, что конец действия и его результат всегда присутствуют уже в первоначальном замысле. Так, желающий построить дом мысленно рисует его, и этот образ является его целью. Исходя из этого, он создает план строительства, чтобы намеченная цель была успешно достигнута.
Так и в мироздании: после определения цели выясняется, что порядок творения во всех своих проявлениях определен заранее и только в соответствие с той целью, согласно которой человечество будет развиваться и подниматься в свойстве отдачи, до тех пор пока не станет способным ощутить Высшую управляющую силу так же, как своего ближнего.
Свойство отдачи обретается человеком постепенно, будто он поднимается по ступеням лестницы, преодолевая их одну задругой, пока не достигает своей цели. И знай, что количество и качество этих ступеней определяется двумя действительностями:
1. Действительность материи — порядок раскрытия Высшего света сверху вниз, от Первичного источника, определяющего меру и качество света, исходящего из сути Творца. Высший свет осуществляет сокрытия, одно за другим, пока не возникнет из него материальная действительность и материальные создания.
2. Действительность Высшего разума — после нисхождения света сверху вниз, создается порядок подъема творения снизу вверх, представляющий собой ступени лестницы, в соответствии с которыми развивается человечество, взбираясь и поднимаясь, пока не достигнет цели творения.
Обе эти действительности исследуются во всех своих частных проявлениях и подробностях в науке каббала.
Необходимость изучения науки каббала
Оппоненты каббалы могут выступать против ее изучения, утверждая, что эта наука предназначена только для тех, кто уже удостоился какой-то степени раскрытия Высшей управляющей силы. Возникает вопрос, должны ли широкие массы заниматься наукой каббала, и для чего им это нужно?
Есть действия, которые каждый человек должен совершить в качестве подготовки к достижению цели своего существования — постижения Высшей силы. Поскольку раскрытие Высшей силы происходит в мере подобия ей, то изучение науки каббала должно сопровождаться намерением человека уподобиться Высшей силе. Именно в мере этого намерения, человек быстрее и эффективнее достигает раскрытия Высшей силы.
Изначально человек не обладает намерением изменить свои эгоистические качества на альтруистические свойства. Поэтому ему необходимо окружение, общество, которое вызвало бы в нем хотя бы минимальное устремление к подобию Высшей силе (см. об этом подробнее в статье «Свобода воли»).
Таким образом, овладение наукой каббала происходит в два этапа:
1. Раскрытие Высшей силы.
2. Изучение и использование Высшей силы.
Оба этапа человек проходит посредством изучения науки каббала.
Отсюда понятно отличие науки каббала от естественных наук: если естественные науки мы постигаем с помощью уже имеющихся у нас органов чувств, то науку каббала мы начинаем изучать, совершенно не ощущая сам предмет изучения, и по мере изучения обретаем новый орган чувств. Тогда начинается второй этап изучения Высшего мира, Высшей управляющей силы — самой науки каббала. Первый этап был все лишь подготовительным, подобно тому, как овладение любой профессией в нашем мире требует обучения, а затем возможно применение ее на практике.
Обязанность распространения науки каббала
Поскольку вся наука каббала повествует о раскрытии Высшего управляющего нами мира, становится очевидным, что нет другой науки, равной ей по важности для нашего существования. Все человечество постепенно развивается и осознает, что оно не в состоянии выжить без постижения управляющей им Высшей силы.
Намерение ученых-каббалистов заключалось в том, чтобы создать систему постижения, которая была бы пригодна для нашего времени, когда человечество приходит к осознанию необходимости в раскрытии для себя системы Высшего управления. Поэтому на протяжении веков и до нашего времени ученые-каббалисты развивали эту науку втайне. Однако, это скрытие должно было продолжаться только определенное время. Сказано в Книге Зоар: «Откроется мудрость каббалы в конце дней». То есть каждому раскроются все высшие понятия и ступени, сущность творений и их поведение в этом мире, представляющем собой ветви Высшей силы, миры, спускающиеся и отпечатывающиеся сверху вниз, один из другого, подобно печати и оттиску, и все что наполняет эти миры. И так вплоть до нашего самого низкого материального мира, включающего в себя самый Высший мир, как оттиск печати. Наш мир является последней ветвью из всех миров.
Раскрытие Высшей управляющей силы — не одноразовое действие, а ступенчатое постижение, требующее определенного времени. Последовательные постижения Высшего называются ступенями, потому что они расположены в постижении одна над другой, как ступени лестницы.
Названия в духовном
Духовное не имеет облика, поэтому в нашем мире нет средств, которыми можно было бы его выразить. И даже если сказано о нем в общем, что это Высшая сила или Высший свет, который спускается и притягивается к изучающему, пока не «облачается» в него и не постигается им в мере, достаточной для раскрытия самого источника этой силы, то это лишь язык аллегорий. Ведь употребляемые названия не дают реального представления об объектах.
Обычно воздействие Высшей силы на человека называется «свет», по примеру, подсказанному человеческим разумом, когда воздействие Высшей силы на человека ощущается подобно изобилию света и наслаждений во всем теле человека. Когда разрешаются сомнения человека, он раскрывает изобилие света и наслаждения, во всем теле и называет это ощущение «светом разума». Поэтому человека, постигающего Высшую силу, мы можем назвать «облачающим» Высший свет.
Возникает вопрос: не лучше ли давать названия, понятные разуму, такие как «изучение», «постижение», или названия, подчеркивающие явления, которые разум пытается осмыслить? Дело в том, что для явлений, происходящих в Высшем мире, у человеческого разума нет образов, а человек, находящийся на ступенях постижения охватывает и включает в себя все части мира, который постигает. Ведь каждая ступень дает человеку, их постигающему, ощущение всех деталей мироздания, только в своей мере. Постижение происходит так же, как в случае с телом: постигая какое-либо явление, человек воспринимает его целиком, от начала до конца. В начале постижения человек видит все, но не понимает ничего в том, что видит. Но постепенно он проходит этапы постижения, начинает чувствовать и использовать свое постижение в соответствии с высшей целью.
Выясняется, насколько сильно ощущение духовного отличается от явлений, свойственных разуму. Поэтому нам не хватает привычных для нашего разума определений явлений. В таком случае мы вынуждены использовать названия материальных явлений, ведь они абсолютно аналогичны явлениям Высшего мира по форме, хотя и предельно далеки по материалу.
Язык каббалистов
Для описания Высшего мира каббалисты создали собственный язык. Он очень точен в отношении ветви и корня, причины и следствия. Особым достоинством каббалистического языка является то, что с его помощью можно без ограничения описывать мельчайшие детали Высшего мира. Каббалистический язык позволяет также обратиться напрямую к интересующему нас явлению, не увязывая его с предшествующим ему или следующим за ним.
Корень и ветвь
Каждому явлению из всего их разнообразия в неживом, растительном, животном и человеческом уровне этого мира соответствует подобная по форме определенная деталь Высшего мира. Все отличие материальных и духовных объектов - только в их материале. Животное или камень этого мира — это материальные объекты, а соответствующие им животное и камень, находящиеся в Высшем мире, являются духовным материалом, вне времени и пространства. Однако форма у них одна и та же.
Необходимо принять во внимание влияние формы на материал, что обуславливает также и качество формы. Все разнообразие неживого, растительного, животного и человеческого уровней, находящееся в Высшем мире, присутствует и в мире, находящемся над ним, и так — до мира Бесконечности, в котором все детали находятся в своем завершенном состоянии.
Мир Бесконечности находится в центре всего мироздания, что указывает на завершение и цель всего действия. А отдаление от цели называется нисхождением миров от мира Бесконечности до нашего материального мира, наиболее удаленного от цели своего развития. Цель материального мира — в его постепенном развитии и достижении Высшего мира. Таким образом, мир Бесконечности — наивысший из миров. Его мы постигаем в последнюю очередь.
Суть науки каббала
Основой науки каббала является общее знание всех уровней (неживого, растительного, животного и человеческого) и всех их частных проявлений, которые включены в замысел Высшей управляющей силы или цель творения. Поэтому все науки нашего мира включены в науку каббала. Каббала устанавливает общий порядок для всех наук, которому каждая наука должна соответствовать.
Физика, астрономия, музыка и все другие науки точно соответствуют порядку миров и сфирот. Находим, что наука каббала упорядочивает все науки в соответствии с их связью и отношением с ней. Все науки вытекают из каббалы и опираются на нее каждая в своей области. На основе связи с каббалой все науки становятся взаимозависимыми. То есть, все науки зависят от науки каббала, а каббала, в свою очередь, зависит от всех наук. Поэтому развитие любой науки возможно лишь в мере ее соответствия с наукой каббала, изначально включающей в себя все остальные науки.
Постижение единства мироздания
Главным в науке каббала является исследование взаимопроникновения всех частей мироздания: как все части огромной действительности всех пяти миров, управляемые единым законом природы, включаются друг в друга, объединяются и соединяются, пока не составят единое целое, в котором все взаимовключено и соединено воедино.
Далее исследователь Высшего мира обнаруживает, что все миры и сама наука каббала объединены в десять реальностей, которые называются «десять сфирот», и образуют систему из пяти миров относительно центральной точки, обозначающей мир Бесконечности.
Человек начинает изучение науки каббала с точки мира Бесконечности, а затем переходит к изучению десяти сфирот первого после мира Бесконечности мира Адам Кадмон. Далее человек изучает, каким образом неисчислимые детали, существующие в мире Адам Кадмон продолжаются и распространяются, подчиняясь причинно-следственному порядку по тем же законам, которые известны в астрономии, физике и других науках нашего мира. Эти установленные законы являются абсолютно взаимообусловленными. Закон поэтапного развития одного духовного объекта из другого не подлежит нарушению. Четыре мира отпечатываются один от другого, как оттиск от печати, и распространяются от центральной точки, находящейся в мире Адам Кадмон, пока не достигают всего множества явлений, существующих в нашем мире. После этого человек приступает к исследованию всех деталей мироздания, включенных друг в друга, пока не достигает мира Адам Кадмон, затем — десяти сфирот, затем — четырех основных ступеней, а затем и исходной точки мира Бесконечности.
Несмотря на то, что исследуемый материал нами пока не ощущается, можно изучать его логическим путем, как в любой науке. Например, из анатомии, которая занимается изучением отдельных органов и их взаимодействия и организма человека в целом, мы знаем, что отдельные органы сами по себе ничем не напоминают организм человека. Но изучив науку в совершенстве, со временем можно составить общее представление о функционировании всего организма в целом.
Так же происходит постепенное изучение Высшего мира. В начале изучения человек не охватывает общей картины. Ему нужно прежде изучить все детали, механизмы их взаимодействия и причинно-следственные связи, пока он не постигнет всю науку. А когда он узнает все до тонкостей, то придет к пониманию общей картины.
Люди не изучают Высший мир не потому, что он непостижим. Ведь и у астронома нет достаточной информации о звездах и планетах, но он изучает процессы, происходящие с ними. Сами каббалисты скрывали науку каббала в течение тысячелетий, вплоть до нашего времени, когда появилась настоятельная необходимость широкого изучения каббалы по причине развития в человечестве эгоизма и осознания им порочности и тупи-ковости эгоистического развития.
Два пути развития: путь страданий и путь каббалы
...Высшая управляющая сила имеет свойство абсолютного добра и управляет нами целенаправленно, без всякой примеси зла. Это означает, что целенаправленность ее управления обязывает нас принять порядок прохождения различных состояний, связанных законом причины и следствия, пока мы не достигнем состояния, в котором сможем получить желаемое благо, тем самым достигнув цели нашего создания, подобно великолепному плоду в конце его созревания. Этот результат обеспечен каждому человеку.
Замысел Высшей управляющей силы состоит в том, чтобы привести нас к подобию ее свойству — абсолютному добру. Этой целью продиктованы все Ее действия по отношению к нам. Для достижения цели нам уготовлены два пути развития:
1. Путь страданий. Он представляет собой порядок развития, следуя которому творение, исходя из своей природы, переходит от одного состояния к другому, связанному причинно-следственной зависимостью с предыдущим состоянием. Так мы очень медленно развиваемся до осознания необходимости выбора добра, отрицания зла и достижения целенаправленной связи, желательной управляющей силе. Это долгий путь, полный страданий и боли.
2. Путь каббалы. Он легок, приятен и способен сделать нас достойными нашего предназначения за короткое время и без страданий.
В любом случае, наша конечная цель заранее задана и обязательна. Нет никакой возможности уклониться от нее, ибо Высшая сила твердо управляет нами двумя способами: путем страданий и путем каббалы. В окружающей нас действительности мы видим, что управление нами осуществляется двумя путями одновременно.
Суть каббалы — развить в нас чувство осознания зла
Целью всех действий человека в устремлении к постижению Высшего мира является, в итоге, осознание зла, находящегося в нем. Человек обнаруживает, что именно его природный эгоизм стоит на его пути в Высший мир. Все отличие между творениями заключается лишь в мере осознании зла. Более развитое создание осознает большую степень зла в себе и потому различает и отталкивает от себя зло в большей степени, а неразвитое создание ощущает в себе маленькую степень зла, и потому отталкивает от себя зло в меньшей степени. Оно оставляет его в себе, так как совсем не ощущает его как зло для себя.
Основа всего зла — любовь к самому себе, называемая эгоизмом. Это свойство противоположно Высшей силе, единственное свойство которой — желание отдавать.
Суть наслаждения заключается в степени подобия человека свойству Высшей силы. Суть страданий и нетерпения заключается в различии со свойством Высшей силы. Поэтому сам эгоизм причиняет нам боль осознанием отличия от свойств Высшей силы.
Отвращение к эгоизму проявляется в разной степени и свойственно не каждой душе. Неразвитый человек не считает эгоизм плохим качеством и поэтому открыто пользуется им без всякого стыда. Более развитый уже ощущает некоторую степень своего эгоизма как зло, а потому стесняется публично им пользоваться и делает это скрытно. Еще более развитый определяет эгоизм как мерзость настолько, что не может терпеть его в себе, и потому совершенно изгоняет его в соответствии со степенью своего осознания, поскольку больше не желает и не может получать удовольствие за счет других.
Тогда в человеке начинают пробуждаться искры любви к ближнему, называемые «альтруизм», который является основой добра. Это свойство тоже развивается ступенчато: вначале в человеке развивается чувство любви к близким и желание заботиться о них. Когда свойство альтруизма развивается в нем еще больше, тогда вырастает в нем степень отдачи всем, кто окружает его — любовь к соседям, к своему народу, ко всему человечеству.
Развитие осознанное и неосознанное
Две силы толкают нас и побуждают подниматься, восходя по ступеням лестницы, пока мы не достигнем ее вершины, конечной цели — равенства наших свойств с управляющей силой.
1. Воздействие первой силы мы не осознаем, оно происходит без нашего выбора. Эта сила толкает нас сзади. Каббалисты назвали ее «путь страданий».
Отсюда берут свои начала системы воспитания и этики, которые основываются на экспериментальном познании, то есть на проверке с помощью практического разума. Вся суть этой системы представляет собой не что иное как оценку суммы вреда, нанесенного проросшими зернами эгоизма. Эти опытные данные попали к нам случайным образом, без нашего ведома, не по нашему выбору, но они достаточно убедительно служат своей цели, так как степень зла, проявляющегося и увеличивающегося в наших ощущениях, заставляет нас избегать его в той мере, в которой мы осознаем его вред. Тем самым мы достигаем более высокой ступени духовной лестницы.
2. Воздействие второй силы мы осознаем и принимаем его осознанно, по своему свободному выбору. Эта сила влечет нас спереди, каббалисты называют ее «путь каббалы». Следуя ей и выполняя все советы каббалистов с намерением сравняться свойствами с Вышей силой, мы с огромной скоростью развиваем в себе осознание зла и выигрываем дважды:
Во-первых, мы не должны ждать, пока страдания начнут подталкивать нас сзади, и мы с помощью накопленного жизненного опыта выявим зло нашей природы. Устремление к подобию Высшей силе развивает в нас такое же осознание зла без предварительных страданий.
На первом этапе своего устремления к подобию Высшей силе мы ощущаем чистоту и сладость приобщения к ней, а с другой стороны, в нас развивается осознание низменности себялюбия. Зло раскрывается в нас поэтапно на фоне ощущения наслаждения и покоя, возникающего вследствие нашего подобия Высшей силе.
Во-вторых, мы выигрываем время, так как действуем осознанно, и в наших силах сделать больше, чтобы ускорить свое исправление до подобия Высшей силе.
Наука каббала предназначена для пользы применяющего ее
Отличие каббалистической методики исправления человека от различных методик воспитания — в их цели. Иначе говоря, разница в том, чему должен соответствовать исправленный человек: стандартам общества или Высшей силе. Этим же каббала, как духовная методика, отличается от земной этики.
Цель этики — счастье общества в понимании практического разума, опирающегося на жизненный опыт. Эта цель не обещает пытающемуся ее достичь человеку никакой выгоды сверх рамок, ограниченных природой. Такая цель не является непреложной. Ведь невозможно доказать человеку, что для него же будет лучше, если он поступится чем-то на пользу общества.
В отличие от этики каббалистическая методика развития обещает счастье каждому, кто ее применяет. Ведь человек, постигший любовь к ближнему по закону равенства свойств, находится в слиянии с Высшей силой. Он выходит из своего узкого мира, полного страданий, в широкий и вечный мир отдачи, к породившей его Высшей силе.
Этика основана на том, чтобы нравиться людям. Она опирается на вознаграждение за труды: человек привыкает к такой работе и уже не может нравственно расти, так как получает от окружающих хорошую оплату за свои добрые дела.
Человек, занимающийся каббалой ради отдачи Высшей силе, выполняя подобные Ей действия без получения какого-либо вознаграждения, действительно, нравственно растет. Ведь он не получает никакой оплаты на своем пути, по крупицам собирая необходимое для оплаты за обретение другой природы — отдачи ближнему без всякого получения для себя, кроме получения самого необходимого для поддержания собственного существования. Только так человек действительно освобождается от природного эгоизма и всех запретов Природы. Когда ему становится отвратительно любое получение для себя, когда душа его свободна от всех лишних и мелких удовольствий тела, когда он не стремится получить богатство, уважение, власть, тогда человек свободно обитает в мире Высшей силы. Тогда гарантировано, что ему никогда не будут грозить никакие неприятности и не будет причинен никакой ущерб. Ведь весь вред, ощущаемый человеком, приходит к нему лишь со стороны эгоизма.
Очевидно, что наука каббала служит применяющему ее человеку, и не несет никакой пользы созданиям, не использующим ее. Даже если все действия человека служат его исправлению — это лишь средство достижения цели тождественности Высшей силе.
__________________________________________________
Работа и усилия как вознаграждение души
Вначале выясним общую цель Высшей силы, по причине которой она создала всю реальность, что перед нами, в Высших мирах и в нашем мире.
Если намерение Высшей управляющей силы как исключительно альтруистической — в наслаждении творений, то зачем понадобилось создавать этот материальный мир, столь несовершенный и полный страданий? Ведь можно было и без него создать условия для наполнения творений наслаждением? И зачем вводить душу в такое уродливое эгоистическое тело?
Из своего постижения Высшего управления каббалисты отвечают на это, что человек, получающий незаслуженное им самим наслаждение, испытывает стыд. При этом наслаждение обращается страданием. Чтобы избежать этого, создан этот мир, в котором творение совершает усилие, а затем наслаждается, не ощущая стыда от получения наслаждения.
Сравнение усилий с наслаждением
Но как можно сравнивать усилия, прилагаемые человеком в течение ограниченного количества лет его жизни в этом мире, с вечным наслаждением? Ведь такое сравнение показывает, что усилия никак не покрывают наслаждения. А это значит, что чувство стыда остается, и цель — бесконечное и вечное наслаждение — не достигается.
Это похоже на пример, когда один человек говорит другому: «Поработай на меня один день, а в награду за это я буду обеспечивать тебе всем, что пожелаешь в течение всей твоей жизни».
Получаемое вечное наслаждение подобно подарку, а не заработанному трудом. Ведь у награды нет никакого сравнения с работой, поскольку работа производится в этом преходящем мире, не имеющем никакой ценности относительно награды и наслаждений вечного мира.
Одной мыслью создано все творение
Одной только мыслью или одним действием Высшей силы, создано все мироздание в своем единственно существующем законченном виде. Сама эта мысль, и замысел, и причина, и действие, и Действующий, и ожидаемое вознаграждение, и суть всех усилий — в общем, все, что только сердце может задумать и представить — все это в Высшей управляющей силе — одно целое.
Одной мыслью создано все творение, высшие и низшие, вплоть до всеобщего конечного исправления. Эта единая мысль действует во всем, она — суть всех действий, она определяет цель. И Эта единая мысль — суть всех усилий, и она сама — все совершенство и все ожидаемое вознаграждение.
Человек должен представить, что все мироздание находится в своем единственном совершенном виде, потому что только таким его создала совершенная управляющая альтруистическая сила. Человек тоже находится в совершенном состоянии, но ощущает его неисправным в меру своего эгоизма, отличия от альтруистического свойства Высшей силы. Он должен исправить свой эгоизм и ощутить себя в этом совершенном состоянии.
Как из совершенного Действующего произошли несовершенные действия
Как все изобилие и наслаждение, так и все неисправности и недостатки исходят от той же совершенной, альтруистической управляющей всем мирозданием Высшей силы, ведь нет иной силы и воли в мироздании. Но как это возможно, чтобы из одного источника исходило множество противоположных качеств?
Выяснение замысла творения
Безусловно, что конец действия изначально существует в его замысле, и конец действия — это цель «насладить творения». Для этого и создано творение. Высшая управляющая сила, высший замысел творения завершается сразу и немедленно, а не так, как у человека в нашем мире, который нуждается в инструментах и времени для выполнения действия.
В соответствии с этим понятно, что от замысла «сотворить и насладить сотворенных» сразу исходит и распространяется Высший свет во всех видах, уровнях и величинах наслаждений, которые задумала Высшая сила. В эту мысль включено все. Каббалисты называют ее «замысел творения» или «свет бесконечности», поскольку мы не постигаем саму сущность Высшей силы, а потому не даем ей названия.
Желание отдавать порождает желание получать
Желание отдачи Высшей силы рождает желание получать в творении. Желание получать — это и есть сосуд, в который творение получает наслаждение.
В начале творения свет Бесконечности заполнял всю реальность. В соответствии с желанием насладить творения свет распространился из Высшей силы. И сразу же органически в этот свет включено желание получать свет — наслаждение. Желание получать — и есть вся та мера величины света, которая распространяется. То есть, мера света и наслаждения соответствует мере желания насладиться.
Желание получать, в которое органически входит свет, сила замысла Творца, называется «место». Это подобно тому, как иногда мы говорим, что у человека имеется место, чтобы съесть килограмм хлеба. Ясно, что говорится не о величине желудка, а только о величине желания поесть, и мера «места» для получения хлеба зависит от меры желания еды. Так и в духовном, желание получить наслаждение — это место для наслаждения, которое определяется мерой желания.
Желание образует состояние
Желание получить наслаждение, находящееся в замысле творения, извлекает наслаждение из самой Высшей силы, образуя состояние Бесконечности. Это дает нам возможность ощутить свет Бесконечности, исходящий из общей сущности Высшей силы, которую мы не можем назвать никаким другим именем. Мы определяем свет как Бесконечность, поскольку в свет включено желание получать от сущности Высшей силы. И эта новая форма желания, свойство получения, которое ни в коем случае не является сущностью самой Высшей силы, определяет всю меру ощущаемого света.
В Бесконечности нет отличия желания от наполнения
Хотя свет покидает Высшую силу и отделяется, будучи облаченным в желание получать, эта новая форма еще не определяется как отличие света от Высшей силы, потому что оба объекта — и желание (Малхут Бесконечности) и наполнение (свет Бесконечности), исходят из Высшей силы, из замысла творения. В желании не определяется никакого отличия свойств и отделения от света, а свет и место — это одно целое.
Сокращение желания вызывает исход наслаждения
Желание получать наслаждение, входящее в свет Бесконечности, называется Малхут мира Бесконечности, которая включает в себя всю реальность. Суть сокращения желания в том, что Малхут мира Бесконечности поднялась и сравнялась по свойствам с Высшей силой и поэтому уменьшила свое желание получать наслаждение. Действие сокращения выполнено Малхут мира Бесконечности с таким намерением, чтобы посредством этого создать и сотворить все миры, вплоть до нашего мира. Это позволяет Малхут исправить форму желания получать, обрести форму отдачи, и, тем самым, прийти к подобию с Высшей силой. Но с уменьшением желания получать исчез и свет, наполняющий Малхут мира Бесконечности. Ведь наполнение Малхут светом зависит от желания получать, и само желание получать — это место для света. Таким образом, сокращение желания означает, что Малхут мира Бесконечности уменьшила свое желание получать, вследствие чего исчез свет, так как нет света без кли, то есть, без желания получать.
Отделение души
Выясним теперь понятие отделения души, о которой сказано, что это «часть Высшей силы». Чем отличается форма (свойства) души от света настолько, что этим она отделяется от целого, от Высшей силы?
Из вышесказанного понятно, что в душе на самом деле произошло значительное изменение свойств. Ведь, хотя Высшая сила содержит все свойства, ясно, что свойство желания получать не находится в Высшей силе. Все сотворение душ является следствием того, что Высшая сила желает насладить их, в этом заключается замысел творения. Соответственно, в душах действует желание получить наслаждение. И поскольку свойства душ изменились по отношению к свойствам Высшей силы, души отделяются от Высшей силы.
Как материальные объекты разделяются и отдаляются посредством силы, движения и удаления от места, так и духовные объекты разделяются и отдаляются посредством изменения свойств. И мера их отдаления друг от друга соответствует мере изменения их свойств. А если изменение свойств достигает полной противоположности, то происходит полное отдаление, отчуждение, и духовные объекты не способны получать друг от друга.
Разделение на системы положительных и отрицательных сил
После сокращения и появления экрана над желанием получать это желание отменяется, отделяется от свойств Высшей силы и прекращает быть кли для получения. Теперь вместо желания получать функцию кли для получения выполняет отраженный свет, а кли желания получать выходит из системы положительных сил и переходит в систему отрицательных сил.
В этом состоит все отличие положительных миров АБЕА (Ацилут, Брия, Ецира, Асия), системы положительных сил, от отрицательных миров АБЕА, системы отрицательных сил. Ведь кли для получения в АБЕА положительных сил — это отраженный свет, исправленный до совпадения по свойствам с Высшей силой, а АБЕА отрицательных сил пользуются желанием получать, которое сокращено в форме, противоположной миру Бесконечности. Этим они отделены от света.
Человек находится под властью отрицательных сил
Человек питается от системы отрицательных сил и потому пользуется желанием получать.
Корень всех неисправленностей находится изначально в замысле творения насладить сотворенных. В результате развития пяти парцуфим мира Адам Кадмон и раскрытия системы отрицательных сил в мирах АБЕА, противоположной и параллельной системе положительных сил в мирах АБЕА, рождается отрицательное (эгоистическое) материальное тело, питающееся от системы отрицательных сил.
Система отрицательных сил, характеризующаяся своим эгоистическим желанием, противоположна Высшей силе, которая представляет собой только желание отдавать и наслаждать. Эгоистические желания называются мертвыми, поскольку вследствие противоположности их свойств Высшей силе являются отсеченными от нее и лишенными света жизни.
Поэтому тело, питающееся от эгоистической системы, представляющее собой только желание получать, а не отдавать, является отсеченным от света, и его желание постоянно готово целиком поглотить весь мир. Поэтому, даже если кажется, что люди делают положительные действия отдачи, в их замысле они преследуют только собственную выгоду с намерением ради себя.
И только вследствие занятия каббалой с намерением достичь свойства истинной отдачи, подобия Высшей силе, доставить ей такое же наслаждение, какое она желает доставить нам, изучающий каббалу исправляет свое намерение с «ради себя» на «ради Высшей силы». Человек при этом обращает свой сосуд из получающего в отдающий, и это называется «очищением тела». В результате такого изменения в себе, человек приходит к подобию свойств с Высшей силой и к слиянию с ней. Обретение человеком формы желания отдачи является целью всего творения.
Все творение заключено в мире Бесконечности
Все творение, то есть, все вновь созданное Высшей силой, создано из ничего, то есть, не имело до своего появления никакого корня. Это обновление относится только к желанию насладиться в каждом творении, кроме него не создано ничего. Ведь наполнение, свет исходит из самой Высшей силы, в нем нет ничего нового.
Все творение заключено в мире Бесконечности и нисходит из уже существующего, и только желание получать является вновь созданным и происходит из ничего. Все новое или обновляемое, появляющееся в мире, происходит только по причине изменения желания, сосуда.
Желание насладиться — единственное творение
Однако изменение свойства в виде желания получать обязательно должно было быть создано в творениях, ведь иначе они не смогли бы выйти из Высшей силы и стать самостоятельным творением.
Желание наслаждаться — главное качество всего творения. Замысел творения является его причиной, оно является мерой количества наслаждения и поэтому называется местом. Приводя низших получающих к отделению от Высшей силы, оно нисходит до свойства смерти.
Стремление ветви к корню
Поскольку природа ветви, следствия совпадает с ее корнем, то все свойства, присущие корню, ощущаются в ветви как хорошие, она желает их и стремится к ним. И наоборот, от всех свойств, отсутствующих в корне, ветвь отдаляется, не может их терпеть, ненавидит их. Этот закон действует в каждом корне и его ветви. Поскольку Высшая сила является корнем всех творений, то все имеющееся в ней и нисходящее к нам от нее прямым образом нравится нам. Все наши свойства, которые отсутствуют в Высшей силе, не исходят напрямую от нее и противоположны ее природе, вызывают в нас страдание.
Источник всех наслаждений и страданий в мире
Мы любим покой и ненавидим движение настолько, что не делаем никаких движений, кроме как для того, чтобы достичь покоя. И это потому, что наш корень находится в покое и движение противоречит нашей природе.
Мы любим мудрость, силу, богатство, хорошие качества, вследствие того что они имеются в Высшей силе, являющейся нашим корнем, и ненавидим их противоположность: невежество, слабость, нищету, унижение, потому что они отсутствуют в нашем корне и потому отвратительны для нас.
Итак, поскольку мы представляем собой ветви, исходящие
из Бесконечности, то все находящееся в нашем корне воспринимается нами как наслаждение, а все отсутствующее в нем — как обуза и страдание.
Непрямое воздействие Высшей силы
Если существует только Высшая сила и созданное ею творение, то все, что творение получает, исходит или от Высшей силы, или является внутренней сутью самого творения. Отсюда следует, что все неприятные ощущения вызываются свойствами самого творения, а не посылаются непосредственно Высшей силой. Это похоже на то, как богач приглашает бедняка с улицы, кормит его, поит и одаривает драгоценностями.
Бедняк ощущает в подарках богача огромное наслаждение и стыд одновременно. Оба эти ощущения вызываются отношением богача к нему, но доброе исходит от богача прямо, а неудобство получения незаслуженного исходит из собственной сущности получающего, то есть, исходит от действия богача непрямым образом.
Компенсация стыда
Из вышесказанного выясняется, что в наших свойствах получать, возникающих в нас непрямым действием Высшей силы, мы будем ощущать нетерпимость. Поэтому желание насладиться — новое свойство, созданное в получающем, не ущербно само по себе. Более того, оно — суть всего творения, без которого нет творения вообще. Однако человек, обнаруживающий в себе это свойство, ощущает в нем нетерпимость к себе самому, потому что этого свойства нет в его корне.
Поэтому этот мир создан с той целью, чтобы человек, получающий вознаграждение незаслуженно, ощутил стыд перед дающим вследствие отличия их свойств, и исправил свои свойства. И душа приходит в этот мир, облачается в тело, и, посредством занятий каббалой с намерением уподобиться Высшей силе, изменяет свое желание получать на желание отдавать.
Таким образом, происходит изменение намерения при получении, чтобы со стороны души не было стремления к собственному наслаждению. Исправленная душа получает наслаждение, чтобы доставить наслаждение Высшей силе, потому что она желает, чтобы души насладились ее светом. Вследствие очищения от эгоистического желания получить для самой себя душа более не испытывает чувства стыда и раскрывает таким образом полное совершенство сотворенных.
Итак, поскольку желание насладиться не находится в нашем корне, мы ощущаем стыд и нестерпимость от его проявления. Чтобы исправить это ощущение, Высшей силой уготовлена нам возможность в этом мире собственными усилиями обратить желание получать в желание отдавать. Обратить свойство получения в свойство отдачи возможно только в этом мире, если приложить достаточно усилий.
Двойной выигрыш или проигрыш
Наш мир создан совершенно опустошенным от высшего наслаждения, и чтобы достичь наслаждения, необходимо усилие, а оно ощущается как страдание, потому что исходит от Высшей силы непрямым образом. Однако оставаться без наслаждения невозможно, ведь это также противоречит нашему корню, полному наслаждений.
Поэтому в страдании человек выбирает умножение усилий, чтобы достичь наполнения. Однако, вследствие получения ради себя, человек никогда не ощущает себя наполненным, а всегда остается после наполнения еще более пустым. Он страдает вдвойне: от умножения усилий и от отсутствия наполнения желаемым.
Тот же, кто обращает «желание получать» в «желание отдачи» (получает с намерением отдачи), выигрывает дважды: он постигает совершенное наслаждение и достигает совпадения свойств с Высшей силой, Творцом, приходя при этом к слиянию и покою, когда наслаждение нисходит к нему свыше без всяких усилий.
Замысел творения обязывает все части творения достичь окончательного исправления
Единство Высшей силы проявляется в постижении нами единой цели всех множеств свойств и форм мироздания, в постижении объединения всех событий в одной единой мысли Высшей силы, в замысле творения «насладить сотворенных».
Эта единая мысль охватывает всю реальность в полном единстве до окончательного исправления, потому что она — цель творения, и она — исполнительная сила. Ведь все, что содержится в мысли Высшей силы, обязательно и неизбежно выполняется в ее творениях, это является законом.
Поскольку замысел Высшей силы — насладить творения, то в нас неизбежно было создано свойство — желание получать ее наслаждение. После того как в нашу природу заложен закон «желание получать наслаждение», наше состояние определяется как «действие». Ведь вследствие отличия наших свойств от свойств Высшей силы мы переходим из состояния «Творец» в состояние «творение», из состояния «действующий» в состояние «действие».
После отдаления от Высшей силы до состояния отдельного тела в этом мире, в противоположном ей свойстве посредством изучения каббалы на изучающего привлекается Высший свет, исправляющий его намерение и постепенно обращающий желания получения в желания отдачи.
В этом — вся ожидающая нас награда, поскольку до тех пор, пока желание получать будет неисправленным намерением «ради отдачи», невозможно увеличить получение наслаждения. Ведь получение наслаждения привнесет с собой огромное страдание — «стыд».
Исправляя желание получать, чтобы приобрести намерение «ради отдачи», человек достигает подобия желанию Высшей силы и становится способным получать наслаждение безгранично.
Итак, все свойства во всех творениях, включая свойства противоположные Высшей силе, исходят исключительно из единого замысла, и все это включено в единый замысел Высшей силы «насладить сотворенных». К этим свойствам относятся понятия действующий, действие, неисправность, исправление, работа, вознаграждение, множество духовных понятий, понятия внешних наук, все множество творений и миров и их разнообразные проявления.
Духовное движение
Духовное движение означает изменение свойств и несопоставимо с движением, воспринимаемым нашими органами чувств как перемещение объекта с места на место. Каждое изменение свойств мы называем движением, поскольку то изменение свойств, которое появилось в духовном объекте, в отличие от его прежних свойств, приводит к отделению и отдалению от этого духовного объекта нового духовного объекта, получающего свое имя и свое место.
Это можно сравнить с материальным объектом, от которого отделяется какая—то часть и перемещается на иное место. Духовное движение означает появление новых свойств.
Духовное время, прошлое и будущее
Суть понятия времени есть не что иное, как ощущение движения. Материальный разум человека представляет и придает форму определенному количеству последовательных движений и переводит их в представление об определенном «времени». Если бы человек и все, что его окружает, находилось в полном покое, понятия времени не существовало бы совсем. В духовном «время» определяется количеством духовных движений — обновлений свойств, исходящих одно из другого в виде причины и следствия. Духовные понятия «прежде» и «затем» всегда означают причину и следствие.
Материал творения
Весь материал творения — это желание получить наслаждение. Все, что есть в творении, кроме желания насладиться, относится к наполнению (к Высшей силе, Творцу) и называется свет.
Желание получить есть первичная форма каждой сущности
Желание получить есть первичная форма каждой сущности, и ее мы определяем как материал, потому что сущность мы не постигаем. Хотя «желание получить» понимается как проявление и форма сущности, но разве можно воспринимать его как материал сущности?
Однако так это и в материальных объектах, где первичную форму сущности мы называем «первичным материалом» этой сущности, потому что материал мы не постигаем и не воспринимаем, так как ни один из пяти наших органов чувств не улавливает этого. Ведь зрение, слух, обоняние, вкус, осязание передают в мозг для обработки только сигналы, отражающие некие свойства разновидностей сущности, приобретающие форму только при взаимодействии с нашими органами чувств.
Например, если мы возьмем даже микроскопически маленькие атомы, находящиеся в первичной основе какой-либо сущности, выделенные посредством химических процессов, то и они представляют собой не что иное, как некие свойства, таким образом представляющиеся нашим органам чувств. Точнее, они различимы и могут быть определены нами посредством проявлений «желания получить и быть полученным». Мы можем определить и выделить эти атомы во всяческих разновидностях, вплоть до первичного материала этой сущности, — но и тогда это будут только силы сущности, а не сам материал.
Поэтому мы находим, что и в материальном нет у нас иной возможности понять первичный материал, кроме как в предположении, что первичная форма является первичным материалом, содержащим все остальные случаи и формы, происходящие из нее. А тем более это справедливо для Высших миров, ведь ничего из ощущаемого и представляемого нашими органами чувств не действует там.
ЧЕТЫРЕ МИРА
Постижение материи и ее формы
Объекты нашего постижения делятся на три вида:
• материя — постигается в мире Асия;
• форма материи — постигается в мире Ецира;
• средство обеспечения существования материи и формы в мирах Асия и Ецира — постигается в мирах Брия и Ацилут.
Каждый из миров АБЕА является дающим и получающим относительно душ.
Каббалисты исследуют только материю и форму материи в мирах Асия и Ецира, потому что мир Брия и общность всех миров воспринимается разумом с трудом.
Основой исследования является мир Асия, то есть материал множества частных желаний, каждое из которых имеет свою форму. Этот материал легко усваивается разумом и развивает его, позволяя исследовать каждую отдельно взятую особенность, отделить и отличить ее от остальных. Это и является целью работы — познать преимущества света над тьмой в каждой детали существующей действительности.
.................................................................................................................................................
Передача знаний от учителя к ученику
Слова учителя не могут передать высшего знания, находящегося вне времени, пространства, движения. Только язык ветвей способен выразить соотношения ветвей и их высших корней. Однако пользоваться этим языком может лишь человек, понимающий соотношение корней и ветвей. Нельзя постичь связь «корень-ветвь» снизу вверх.
Глядя на низшие ветви, ощущаемые в нашем мире, совершенно невозможно представить никакой аналогии их высшим корням. Сначала ученик должен сам постичь высшие корни. Тогда он сможет количественно и качественно понять все соотношение между каждой ветвью и ее корнем в высшем мире.
Только после того, как ученик хорошо поймет связи корня с ветвью, у него возникнет общий язык с учителем-каббалистом. Тогда учитель на языке ветвей сможет передать ему все тонкости своей мудрости и знание о происходящем в высших мирах — все то, что он получил от своих учителей, и то, что постиг самостоятельно. Ведь теперь есть у них общий язык, и они понимают друг друга.
Если ученик еще не понимает этого языка, не знает, каким образом ветвь указывает на свой корень, то из-за отсутствия общего языка у учителя нет никакой возможности объяснить ни одного слова из высших знаний и разговаривать об исследованиях каббалы. То есть передать каббалистические знания можно лишь тому, кто их сам понимает.
Но как ученик сам постигнет язык ветвей? Посредством изучения каббалистических книг, постепенно вводящих его в ощущение Высшего мира. Поднявшись хотя бы на самую малую ступень Высшего мира, с ее уровня сверху вниз он постигает язык ветвей. Только теперь, с появлением общего языка, ученик может получать знания от учителя-каббалиста.
.................................................................................................................................................
СВОБОДА ВОЛИ
В чем наша свобода и как ее достичь? Любой человек формируется наследственными факторами и окружающей средой. «Выпеченный» в духовке генов и воспитания, он проводит в этом замкнутом круге всю свою жизнь.
Однако на определенном этапе развития у нас пробуждается «точка в сердце» - новое, духовное желание. Тогда мы понимаем, что находимся во власти эгоистической природы, и стремимся освободиться от нее.
«Точка в сердце» — это духовный ген, и мы должны сами развить его, создав вокруг себя соответствующее окружение. Здесь-то и возникает «территория свободы», та область, где мы можем действовать самостоятельно.
Мы свободны только в одном - в выборе продвижения по духовному пути. Осознанно «подставляя» себя под воздействие правильного окружения, мы поднимаемся над программой своей жизни, которую получили от природы и общества. Не нарушая общепринятых норм и законов, мы берем в свои руки самое главное - развитие души.
Выбор группы, изучающей каббалу, имеет решающее значение. Так человек создает свое будущее «Я» - свободную личность, которая включается в общее движение к совершенству.
СВОБОДА ВОЛИ
Предисловие
В одной древней молитве говорится: «Боже! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мне мужество принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость чтобы отличить одно от другого».
На что же именно в нашей жизни мы можем влиять? Достаточно ли отпущенной нам свободы действия, чтобы менять свою жизнь и судьбу? Почему человек естественным путем, от природы не получает этого знания?
Несмотря на то что в основе нашей природы лежит лень и здоровый эгоизм — желание максимального получения при минимальных усилиях, — почему мы, в отличие от животных, совершаем необдуманные и неэффективные поступки?
Возможно, мы действуем там, где все уже запрограммировано заранее, и наше участие должно быть намного более пассивным, а мы считаем, что ход событий зависит от нас?
Возможно, мы вообще должны перестроить свою жизнь и не относиться к ней так, будто мы что—то решаем, а предоставить ей течь самой по себе, самим же действовать лишь в тех сферах, которые подвластны нашему влиянию?
Неразумные поступки совершают дети, потому что их развитие, определенное природой происходит неосознанно или под влиянием инстинкта. Взрослый человек определяет цель, и желание достичь ее дает ему энергию для движения к ней.
Очевидно, мы ошибаемся именно в определении пределов наших возможностей в достижении цели. То есть мы желаем достичь невероятного или изменить то, что неподвластно нам.
Природа не дает нам информации о том, в каких поступках мы действительно свободны, а в каких существует лишь иллюзия свободы. Природа позволяет нам ошибаться — как каждому человеку, так и всему человечеству. Ее цель — привести нас к разочарованию в своей способности изменить что—либо в этой жизни и в самих себе, чтобы все мы оказались в состоянии полной растерянности и дезориентации относительно того, как жить дальше. Тогда, остановившись, мы смогли бы определить, на что же мы в состоянии влиять.
Суть свободы
При общем рассмотрении, свободу можно отнести к закону природы, пронизывающему все стороны жизни. Мы видим, что животные в неволе страдают. Это свидетельство того, что природа не согласна с порабощением любого творения. Неслучайно человечество сотни лет вело войны, пока не достигло некоторой степени свободы личности.
В любом случае, наше представления о свободе очень туманны, и если мы углубимся в ее содержание, то от него почти ничего не останется. Ведь прежде, чем требовать свободы личности, мы должны предположить стремление к свободе у каждой личности. Но сначала надо выяснить, способна ли личность действовать по свободному желанию.
Наша жизнь — между наслаждением и страданием
Если проанализировать действия человека, мы обнаружим, что все они являются вынужденными. Ведь внутренняя природа человека и внешние обстоятельства вынуждают его действовать по заложенному в нем алгоритму поведения.
Природа поместила нас между наслаждением и страданием. И нет у нас свободы, чтобы выбрать страдания или отвергнуть наслаждения. А все преимущество человека над животными состоит в том, что человек способен видеть отдаленную цель и поэтому готов согласиться на известную долю страданий, видя в будущем компенсирующее вознаграждение.
Но на самом деле, тут нет ничего кроме расчета, когда, оценив пользу, мы находим ее предпочтительней боли и согласны перенести боль ради наслаждения в будущем. Так например, мы идем на хирургическую операцию и платим за нее большие деньги или готовы много трудиться для обретения выгодной специальности. Все дело в расчете, когда, вычитая страдания из ожидаемого наслаждения, мы получаем определенный положительный остаток.
Так устроены все мы. А люди, кажущиеся нам безрассудными и нерасчетливыми — романтики или жертвующие собой, просто руководствуются особым видом расчета. Для них будущее проявляется как настоящее, и столь явно, что во имя него они готовы сегодня пойти на необычные для других страдания, которые расцениваются нами как жертва, подвиг.
Но на самом деле и в этом случае организм сознательно или подсознательно производит расчет. Психологам известно, что в любом человеке можно изменить приоритеты, приучив его производить расчеты так, что самый большой трус станет героем. В глазах каждого человека можно возвысить будущее настолько, что человек согласится на любые лишения ради него. Отсюда следует, что нет разницы между человеком и животными. А если так, то не существует свободного, разумного выбора.
Кто определяет наши наслаждения?
Мы не выбираем наслаждения и их характер. Мы делаем выбор не по своему свободному желанию, а в соответствии с желаниями других.
Мы не выбираем моду, образ жизни, увлечения, досуг, пищу. Выбор производится в соответствии с желаниями и вкусами окружающего общества. Причем не лучшей его части, а большинства. Ведь нам удобнее вести себя проще, ничем не обременяя себя, но вся наша жизнь скована условностями вкусов и манер общества, превращенными в законы поведения и жизни. А если так, то скажите: где же наша свобода? Получается, что нет нам ни вознаграждения, ни наказания ни за какие наши поступки.
Почему все же каждый ощущает себя как индивидуальность? Что в каждом из нас особенного? Какое свойство в нас мы все-таки можем независимо менять? Если оно существует, мы обязательно должны выявить его из всех остальных свойств и развивать только его, потому что все остальные будут реализовываться поневоле.
Четыре фактора
В любом творении существуют четыре определяющих его фактора.
1. Основа — первичный материал данного создания, из которого оно возникло. Неизменные свойства основы — это порядок его развития. Например, разложение зерна пшеницы в земле вызывает появление нового ростка пшеницы, то есть растения того же вида. Зерно разлагается — внешняя его форма полностью исчезает, подобно тому, как наше тело после его смерти разлагается в земле. Но основа пшеницы остается и дает новый побег, подобно тому, как наша душа вынуждает родиться новое тело, чтобы облачиться в него.
2. Неизменные свойства основы. Основа (в данном случае — зерно) никогда не примет форму других хлебных злаков, например, овса, а примет лишь прошлую утраченную форму, то есть форму пшеницы. Возможны определенные изменения в количестве и качестве нового побега. Это зависит от окружающей природы: от почвы, удобрений, влаги, солнца — однако основа формы пшеницы (то есть прежней сути) не претерпевает никаких изменений.
3. Свойства, изменяющиеся под воздействием внешних сил. Под воздействием внешних факторов качественно меняется оболочка сути: зерно остается зерном, но его внешняя форма меняется и зависит от окружающей среды. Дополнительные внешние факторы присоединились к сути и вместе с ней дали новое качество за счет влияния внешней среды. Это может быть солнце, земля, удобрения, влага, дождь — относительно зерна; или общество, группа, книги, учитель — относительно человека.
4. Изменения внешних сил. Человеку необходимо окружение, которое развивается и постоянно влияет на развитие человека. А человек, развиваясь, влияет на окружение, побуждая к росту, что, в свою очередь, вновь поднимает человека. Таким образом человек и его среда параллельно растут.
Этими четырьмя факторами определяется состояние каждого творения. И даже если человек сутки будет проводить в исследованиях, все равно ничего не сможет изменить или добавить к тому, что предоставлено ему этими четырьмя факторами. Как бы мы ни действовали, ни думали, что бы мы ни делали, что бы ни приобретали — все заключается только в этих четырех факторах. Любое добавление, которое человек сможет найти, будет лишь количественной поправкой, вытекающей из накопленных знаний, в то время как качественно здесь абсолютно нечего добавить. Ведь эти факторы в полной мере определяют наш характер, а также форму мышления и выводов.
1. Суть свою человек изменить не может.
2. Законы, по которым меняется его суть, человек изменить не может.
3. Законы изменения его внутренних свойств в зависимости от внешних воздействий человек изменить не может.
4. Окружающую среду, от которой он полностью зависит, человек может изменить!
Если человек в настоящем влияет на изменение окружающей его среды, он определяет этим свое будущее состояние. Окружающая среда может повлиять лишь на качество и количество, то есть на темп развития: пройдет ли человек его с болью, в страхе, в страданиях, в тысячелетиях кровопролитных войн или он пройдет его спокойно, комфортно, поскольку сам стремится к цели. Поэтому каббалисты призывают открывать центры изучения каббалы, чтобы формировать группы — окружение для желающих достичь цели творения.
Свобода выбора
Несмотря на то что мы не определяем свою основу, с которой рождаемся, мы можем влиять на три первых фактора выбором своего окружения, каковым являются друзья, книги, учителя. Но после выбора окружения наше будущее состояние уже определяется тем, что способна дать среда.
Изначально существует свобода, позволяющая выбрать среду из таких учителей, книг и товарищей, которые будут вызывать хорошие мысли. Если человек не сделает этого, а будет готов войти в любую случайную среду, читать случайную книгу, то, конечно, попадет в плохое окружение или будет проводить время за чтением бесполезных книг (их больше, и они намного приятнее). В результате он обязательно получит плохое образование, что приведет к неверному поведению в жизни.
Отсюда понятно, что наказание или вознаграждение приходят к человеку не за плохие мысли и дела, в которых у него нет выбора, а за то, что он не выбрал хорошее окружение, так как в этом, безусловно, есть возможность выбора. Судить и наказывать человека надо так, чтобы он понял, что его судят не за сам проступок, а за выбор неправильного окружения.
Поэтому человек, прилагающий усилия в своей жизни и каждый раз выбирающий лучшую среду, удостаивается успеха не за хорошие мысли, возникающие у него произвольно, а за старание выбрать каждый раз лучшее окружение, приводящее его к этим мыслям. Человек, выбирающий каждый раз лучшую среду, достигает награды — своего следующего, лучшего, более продвинутого состояния.
«Книга Зоар» приводит в пример бедного мудреца, которому богач предложил переехать к нему. На что услышал отказ:
— Ни на каких условиях я не поселюсь в месте, где нет мудрецов!
— Но ведь ты — самый большой мудрец поколения! — воскликнул богач. — У кого тебе еще учиться!
И услышал в ответ, что если даже такой большой мудрец поместит себя среди неучей, то сам в скором времени станет подобен им.
Поэтому надо поступать по известному указанию: «Сделай себе учителя и обрети себе товарища». То есть создай себе окружение, потому что только выбор окружения может принести успех человеку. Ведь после того как человек выбрал окружение, он отдан в его руки, как глина в руки ваятеля.
Мы находимся в плену эгоистической природы. Выйти из-под ее власти, означает прийти к ощущению Высшего мира. Поскольку мы всецело пребываем во власти этого мира, средство для выхода из—под его власти заключается в том, чтобы создать вокруг себя вопреки нашей естественной эгоистической среде искусственную среду, группу, стремящуюся сообща выйти из—под власти эгоистического окружения и попасть под власть окружения, руководствующегося законом Высшего мира.
Нашей свободной реализацией является освобождение от влияния эгоистического окружения, и выявление в себе свойство отдачи. А само свойство отдачи дает возможность человеку реализовать его свободу выбора.
Защита от трех остальных факторов
Человек автоматически действует под влиянием заложенных в нем внутренних факторов и под воздействием извне. Если человек желает выйти из-под такого управления природой, он должен подставить себя под управление избранной им окружающей среды. То есть, он должен выбрать учителя, группу, книги, которые диктовали бы ему, что он должен делать. Ведь человек всегда является производным четырех параметров, о которых говорилось выше.
Власть разума над телом
Разум человека является следствием анализа жизненных ситуаций, отражением событий и обстоятельств, с которыми он сталкивается. Правильное использование разума заключается в приближении к полезному и отдалении от вредного. Человек пользуется разумом так же, как глаза микроскопом: после того как с помощью микроскопа человек обнаруживает вредящие ему мельчайшие организмы, он защищается от них. Таким образом, микроскоп, а не ощущение, позволяет избежать вреда там, где вредитель (микроб, бактерия, вирус) не ощущается.
Мы видим, что там, где тело не в состоянии распознать вред или пользу, возникает необходимость в разуме, и он полностью властвует над телом человека, позволяя избегать плохого и приближаться к хорошему.
В мере понимания, что разум есть следствие жизненного опыта, человек готов принять как закон разум и мудрость другого человека, которому доверяет. Это похоже на то, как человек спрашивает совета у врача и выполняет этот совет. Несмотря на то что ничего не понимает в медицине, он доверяет разуму врача. Таким образом, он пользуется разумом других, что помогает не меньше, чем его собственный разум.
Два пути управления
Существуют два пути управления, которые гарантируют человеку достижение цели творения:
• путь страданий;
• путь каббалы.
Путь каббалы состоит в том, чтобы мы доверились разуму мудрецов, уже постигших цель творения, как своему собственному жизненному опыту. Но как я могу быть уверен, что разум, которому я сейчас готов довериться, действительно истинный? А с другой стороны, если я не использую разум мудреца, как совет врача, то обрекаю себя на долгий путь страданий, подобно больному, который отказывается от совета врача и начинает сам изучать медицину. Ведь он болен и может умереть от болезни, прежде чем успеет сам изучить эту науку. Таков путь страданий по сравнению с путем каббалы: тот, кто не принимает мудрости каббалы, может пытаться достичь этой мудрости сам, проходя страдания. Использование опыта каббалистов многократно ускоряет процесс, позволяющий ощутить зло и отдалиться от него к хорошему окружению, которое побуждает человека к правильным мыслям и делам.
Следовать за большинством
Всюду, где возникает разногласие между индивидуумом и большинством, мы обязаны принять решение в соответствии с желанием большинства. Но этот закон возвращает человечество назад, ведь большинство — неразвито, а развитые — всегда составляют малочисленное меньшинство.
Поскольку природа определила нам жить в обществе, мы обязаны выполнять все его законы. Иначе природа взыщет с нас, независимо от того, понимаем мы смысл ее законов, или нет. Закон следования правилам человеческого общежития — один из естественных законов природы, и мы обязаны его соблюдать со всей осторожностью, совершенно не принимая в расчет наше понимание.
Смысл этого закона в том, чтобы развить в нас осознание:
• любви к себе как зла;
• любви к другому как добра.
Это единственный способ перейти к любви к Творцу.
Но нет никакого права у большинства отменить мнение индивидуума в его отношениях с Творцом. Здесь каждый свободен поступать так, как считает правильным. В этом и есть его свобода личности. То есть отношения человека с Творцом регулируются самим человеком, в то время как остальные законы поведения регламентируются правилом «следовать за большинством».
В обществе действует закон «меньшинство подчиняется большинству»
Однако на каком основании большинство взяло на себя право подавлять свободу личности и лишать ее самого дорого, что есть у нее в жизни — ее свободы? Ведь на первый взгляд, нет тут ничего, кроме насилия?
Поскольку природа обязала нас жить в обществе, то само собой разумеется, что каждому члену общества вменяется в обязанность служить обществу, заботиться о его существовании и способствовать его процветанию. А это возможно лишь при исполнении закона «подчинения меньшинства большинству». То есть не может каждый человек действовать как захочет — он обязан подчиняться тому закону, который в данном обществе принят. Но совершенно ясно, что во всех тех случаях, когда не затрагиваются интересы материальной жизни общества, нет никакого права и оправдания у большинства ограничивать и ущемлять в какой бы то ни было степени и форме свободу индивидуума. Те, кто делает это, — преступники, ставящие силу выше справедливости. Ибо в данном случае природа не обязывает личность подчиняться желанию большинства.
В духовной жизни действует закон «большинство следует за личностью»
В любом поколении индивидуумы более развиты. И если общество осознает необходимость избавиться от страданий, начав развиваться по законам природы, а не по собственному желанию, оно обязано подчинить себя индивидууму и следовать его указаниям. Таким образом, в том, что касается духовного развития, право большинства становится его долгом, и действует закон следования за индивидуумом, то есть за развитой личностью. Ведь развитые и образованные личности составляют незначительную часть общества, а значит, успехи и достижения общества в духовной сфере определяются меньшинством. Исходя из этого, общество обязано беречь идеи этих личностей, дабы не исчезли из этого мира. Обществу желательно знать, что его спасение зависит не от властвующего большинства, а именно от особо развитых индивидуумов.
Послесловие
Накапливая опыт, человечество постепенно все больше убеждается, что, несмотря на все его попытки изменить течение истории и развитие общества в определенном направлении, жизнь берет свое, и все происходит по сценарию от нас не зависящему. Неужели рок довлеет над нами?
Изучение мироздания каббалистическим методом раскрывает нам, что сущность венца творения — человека — состоит из трех частей:
• Первая часть — животная, проявляющаяся в телесных желаниях пищи, секса, семьи, крова — желаний, не зависящих от общества.
• Вторая часть — человеческая, выражающаяся в желаниях богатства, почестей (славы, власти), знаний — того, в чем мы зависим от общества.
•Третья часть — духовная, рождающая желание к Высшему. Оно возникает в нас из страха смерти, ощущения незавершенности жизни, неизвестности ее смысла и источника ее происхождения.
Человек рождается в этом мире, чтобы в течение жизни раскрыть для себя Высший мир. Тогда он существует в обоих мирах и после смерти тела ощущает духовный мир в той мере, в которой постиг его при жизни в теле. Если в течение своего пребывания в этом мире человек не достиг Высшего мира, его душа вновь нисходит в этот мир и облачается в биологическое тело именно для этой цели. Раскрыть Высший мир душа может лишь будучи облаченной в тело.
Из этого понятно, что:
• Весь этот мир и наше пребывание в нем предназначены только для того, чтобы мы в течение жизни раскрыли Высший мир.
• Животная и человеческая части в нас не существуют сами по себе. Их роль определяется лишь той мерой, в какой они способствуют реализации третьей, духовной части, то есть реализации своей миссии, которая и состоит в развитии стремления к Высшему, в раскрытии Высшего мира, пока мы пребываем в этом мире. Все действия человека оцениваются только в мере их связи с его духовным продвижением, потому что именно духовная его часть должна пройти изменения.
• Животная и человеческая части в нас изменяются не сами по себе, и не в зависимости от наших желаний, а только в мере необходимости реализации третьей, духовной части.
• В реализации животных и человеческих желаний мы лишены свободы воли, они жестко заданы в нас природой, составляя жесткий каркас нашего строения. Выбирая же поступки в своем духовном развитии, мы определяем тем самым все остальные наши состояния в животной и человеческой части и, конечно же, духовной части.
• Отказываясь от бесплодных действий, связанных с телесными и человеческими желаниями, и концентрируя свои усилия на раскрытии Высшей природы, Высшего управления, человек тем самым получает возможность управлять всем в этом мире. Иными словами, путь к управлению этим миром лежит через Высший мир. И это понятно: ведь из Высшего мира нисходят к нам все сигналы управления, все события предстают перед нами в законченном виде. Поэтому отказ от реализации своих желаний через этот мир, отказ от бесплодных попыток наполнения в этом мире — это отказ от бесплодных попыток изменить свою судьбу. А раскрытие Высшего мира означает включение в общее управление мирозданием.
Изложенные доводы каббалистов показывают, насколько все поступки человека и его состояния в этом мире предопределены. Все, кроме одного, которое определяет остальные — кроме устремления к Высшему миру, к его раскрытию, к овладению законами Высшего управления.
.................................................................................................................................................
Ускорение исправления природы
Упомянутый закон развития, распространяющийся на всю действительность и гарантирующий возвращение всего злого к доброму и полезному, воздействует неотвратимо, не спрашивая мнения населяющих землю людей. Вместе с тем, Творец дал человеку разум и власть и позволил ему взять закон развития под свой контроль. Человек может ускорить процесс развития по своему желанию, свободно и совершенно независимо от течения времени.
Получается, что существуют две власти, действующие в процессе развития:
• «Власть небес», гарантирующая возвращение всего злого и приносящего вред к доброму и полезному, однако «в свое время» — путем медленным и болезненным. При этом «объект развития» испытывает боль и ужасные страдания, находясь под катком развития, подминающим его под себя с невероятной жестокостью.
• «Земная власть» — это власть людей, овладевших упомянутым законом развития. Совершенно освобождаясь от пут времени, люди значительно ускоряют свое созревание и исправление, достигая конечной стадии развития.
Если люди овладеют законом развития, то удостоятся «земной власти». Это означает, что люди сами должны выяснить и исправить свои отрицательные свойства, обращая их в положительные. Тогда они полностью освободятся от ограничений времени, и с этого момента достижение высшей ступени развития зависит от их желания, то есть лишь от качества действия и внимательности. Так люди ускоряют приближение конечной стадии своего развития.
Если люди не удостоятся взять в свои руки исправление собственных плохих свойств, а оставят эту работу власти небес, в этом случае им тоже гарантировано окончательное избавление и исправление. На это есть полная гарантия власти небес, действующей по закону постепенного развития от ступени к ступени, пока не обратится все дурное и вредоносное в хорошее и полезное, подобно плоду на дереве. Завершение развития и в этом случае абсолютно гарантировано, но в свой срок. То есть оно становится зависимым от времени и полностью привязано к нему.
В соответствии с законом ступенчатого развития человек обязан пройти множество различных ступеней на пути к конечному исправлению. Процесс этот трудный и очень медленный, растягивающийся на очень долгое время. А поскольку обсуждаемый нами «объект развития» — это живые и чувствующие существа, то на ступенях этого развития, они вынуждены получать ужасные страдания. Ведь действующая на каждой ступени подталкивающая сила, поднимающая человека с низкого уровня на более высокий, является не чем иным, как напором боли и страданий, которые накапливаются на низшем уровне до такой степени, что их невозможно вынести. Страдания вынуждают людей оставить ступень, на которой они находятся, и подняться на ступень более высокую.
Завершение исправления, гарантированное людям согласно закону постепенного развития, наступает «в свой срок», то есть связано узами времени. А если люди возьмут развитие собственных свойств в свои руки, то обеспеченное им исправление наступает по принципу «ускорю», то есть совершенно не зависит от времени.
.................................................................................................................................................
Исправление творения — в намерении
Человек, исполнивший даже
один закон Высшего мира —
склоняет себя и весь мир к добру.
Исправление исконной природы человека, его эгоистических желаний, необходимо производить только во имя слияния с Высшей силой, подобия ей, обретения свойства отдачи, то есть ради того, чтобы насладить ее так, как она желает насладить нас. Желание наслаждаться в человеке создано самой Высшей силой и не является противоположным ей.
Противоположным ей является намерение наслаждаться «ради себя». Именно намерение «ради себя» называется эгоизмом, а не само желание наслаждаться. Само желание наслаждаться или, как говорят каббалисты, наполняться, неизменно, только оно и создано, только оно и существует, кроме самого Творца. Творец создал только желание насладиться, насладиться Им, Его светом, или ощущением Его.
От нас зависит лишь то, как применять наше единственное природное желание наслаждаться: ради себя или ради Творца. Наслаждение с намерением «ради себя» ограничено рамками нашего мира. Наполнение эгоистического желания невозможно, потому что наполняя желание, наслаждение аннулирует его и перестает ощущаться.
Чтобы человек мог существовать до того, как начнет овладевать нужным намерением и сможет себя наполнить неограниченным и непреходящим наслаждением, он обладает только микро-желанием, способным получать маленькую искру наслаждения — «нэр дакик». Все остальные безграничные и непреходящие наслаждения могут ощущаться только в намерении ради Творца. Отсюда видно, что Творец создал желание наслаждаться с целью использовать его не в прямом виде — «наслаждаться ради себя», а в обратном — «наслаждаться ради Него».
В таком случае мы становимся подобными Ему. Меняя эгоистическое намерение «наслаждаться ради себя» на альтруистическое намерение «наслаждаться ради Высшей силы», человек полностью уподобляется Высшей силе, поскольку намерение определяет действие.
Невозможно мгновенно перейти от эгоистического намерения ради себя к альтруистическому намерению ради Высшей силы. Такое изменение в мыслях, привычках, укладе, образе жизни человека требует постепенной трансформации. Виды наслаждения диктуются человеку обществом, и поэтому необходимо такое окружение, которое заменит ценности получения ценностями отдачи. Тогда человек перейдет от намерения ради себя к намерению ради других.
Какой же метод дает возможность человеку безошибочно и быстро достичь свойства Высшей силы? Единственное средство достичь намерения ради отдачи — думать и беспокоиться о себе только в мере необходимости для существования, а в остальном — заботиться о благе общества. Так человек уподобляется по свойству Высшей управляющей силе. Такое изменение возможно только в особом обществе, специально созданном для изменения человека.
.................................................................................................................................................
...Действие — если оно направлено на Творца, то само по себе доказывает намерение. Действие и намерение направлены на один объект — на Творца. В таком случае также может быть два типа намерения — ради себя или ради Творца.
Действие с намерением «не ради Творца», Творца не достигает. Творец раскрывается человеку если в нем возникло постоянное исправленное намерение ради отдачи, то есть, в мере их взаимного подобия. Конечно же, Творец всегда и полностью ощущает человека, но это ощущение одностороннее.
А человек начинает ощущать Творца только в мере уподобления Ему. Самый эффективный способ достичь подобия Высшей силе — принять на себя обязанность все свое свободное время посвятить служению творениям, но обязательно с целью достичь тем самым слияния с Творцом. Действия, относящиеся к взаимоотношениям между людьми, исполняются исходя из человеческой совести, которая обязывает так поступать.
Однако они не ведут к исправлению, и, значит, не приведут к близости с Творцом.
Поэтому человек должен мысленно представлять себе, что он выполняет любое действие для доставления наслаждения Творцу, чтобы стать подобным Ему, таким же бескорыстно отдающим.
Такое намерение в соединении с хорошими действиями приблизит человека к Творцу так, что его свойства станут подобны духовному, как оттиск подобен печати. И тогда человек будет готов получить высшее изобилие.
.................................................................................................................................................
Два вида доставления наслаждения Творцу
1. Осознанное. Миру нечего надеяться, что придет такое время, когда появится возможность сразу обрести подобие Творцу. Без длительных усилий в период скрытия Творца и без работы в группе не удастся прийти к намерению ради Творца. И раньше, и сейчас, и в будущем каждый желающий связи с Творцом должен будет начинать работу, пребывая в эгоистическом намерении, и только после исполнения всех предписаний достигнет подобия Творцу в намерении ради Творца.
Путь к этому состоянию не ограничен во времени, а зависит только от готовности человека, от того, насколько он властен над своим сердцем. А потому многие пали и еще падут, занимаясь этой работой «ради себя», и умрут, так и достигнув мудрости. Но вместе с тем велико их вознаграждение, и мысль человеческая не способна оценить значение наслаждения, доставляемого ими Творцу.
2. Неосознанное. Даже любой начинающий изучать каббалу, совершающий любое действие с любым намерением, поскольку еще не пригоден к исполнению иным образом, также доставляет наслаждение Творцу.
.................................................................................................................................................
Одна из причин отстранения от изучения науки каббала в том, что каббалистические книги написаны в стиле неприемлемом и непонятном нашему поколению. Каббалистические книги описывают духовное, представляющее собой силы, в картинах в виде овеществленных образов. Поэтому есть необходимость переписать каббалистические первоисточники в современном академическом стиле.