Методика изучения каббалы (Бааль-Сулам)

 

Методика изучения каббалы

Особенность каббалистической методики заключается в том, что она непосредственно соединяет человека с описываемыми явлениями. Читая тексты каббалистов, человек не просто изучает универсальные законы мироздания, но приводит их в действие, катализируя процесс подъема на те уровни реальности, которые пока недоступны его восприятию.

Воздействие каббалистических текстов

Все каббалистические труды содержат описание системы взаимоотношений Творца (см.: «Терминология каббалы») и созданных им творений. Многие каббалисты, постигнув замысел творения, описали все состояния нисхождения от наивысшей точки слияния с Творцом и до нашего мира, где творение находится в полном сокрытии. Эти труды оказывают особое воздействие на учащихся, ведь они повествуют обо всех состояниях, которые должно пройти все человечество и каждый человек лично, о состояниях, которые существуют в потенциале, но еще скрыты от тех, кто желает их постичь.

Сама по себе каббалистическая формула просто отображает связи между отдельными частями творения. Но если ученик вводит в нее фактор своего устремления, то вызывает на себя определенное воздействие, направленное на подъем в духовный мир. Все духовные состояния или миры (мир в переводе с иврита означает «скрытие») ощущаются внутри наших желаний-свойств, в большей или меньшей степени подобных высшим законам Природы или Творцу (Природа и Творец идентичны). В «Книге Зоар» сказано, что все миры находятся внутри человека. Если мы не будем забывать об этом, то избежим множества ошибок в процессе обучения.

 

Подход к учебе

Ученику, начинающему изучать науку каббала, трудно понять, что само постижение этой науки является средством изменить себя, открыть и почувствовать более высокие, более близкие к цели творения уровни реальности.

Человек должен воспринимать учебу в качестве лаборатории, а себя — в качестве объекта исследований, который он исправляет, изменяет и совершенствует. Всегда необходимо помнить, для чего ты учишься, с какой целью открываешь книгу, чего желаешь достичь с ее помощью.

С этой точки зрения, необходим максимально прагматичный подход к процессу обучения — подход требовательный и целенаправленный.
По каббалистическим текстам мы изучаем законы Высшего мира и тем самым вызываем на себя их воздействие. Каббалистические тексты являются источником сил, а накопление знаний — вещь второстепенная. Изучать науку каббала можно на любом языке, но основные термины и понятия необходимо запомнить на языке оригинала.

 

Терминология каббалы

Как и в любой академической науке, получение знаний в каббале является поэтапным, многоуровневым процессом. Прежде всего, усваивается верхний, наиболее легкий уровень, исходные данные, упрощенные схемы, общая картина.

Затем наступает второй этап — подробный анализ каждой детали. Затем третий — соединение всех деталей в общую единую картину. Таким образом, шаг за шагом перед нами вырисовывается общая идея системы. Затем уточняются детали, процессы начинают постигаться не умозрительно, не теоретически, а чувственно.

Специалистом в любом деле можно назвать того, кто обходится без приборов и чертежей — что называется, наделен шестым чувством. В каббале требуется многократное осмысление текста, пока в человеке не проявятся впечатления, адекватные изучаемому материалу.
Это можно сравнить с ощущениями музыканта, читающего партитуру: нотные знаки дают ему полную картину музыкального произведения. В результате каждое слово будет вызывать внутри нас соответствующую чувственную, а не только умозрительную реакцию.

Переход от мысленных конструкций, отвлеченных понятий и сухих чертежей к желанию реально участвовать в описываемых процессах требует четкого знания каббалистической терминологии. Тогда мы сможем автоматически внутри себя трансформировать любой термин в объект реальности, и он станет частью нашего восприятия.



Краткий словарь основных терминов

Альтруизм. Желание наслаждений, исправленное намерением наслаждать ближнего, не получая наслаждения для себя. Желание совершать отдачу ближнему.

Высшая сила, Высший свет. Свойство отдачи, управляющее всей реальностью. Включает в себя все частные законы Высшего мира и нашего мира.

Высший мир, духовный мир. Состояние, раскрывающееся человеку, который достигает какой-либо меры подобия по свойствам Высшей силе.

Душа. Желание отдавать.

Желание наслаждать. Намерение доставить удовольствие другому — тому, кто находится вне желания человека. Желание совершать отдачу.

Желание наслаждаться, желание получать. Человеческая природа. Естественное желание наполнить себя, созданное Высшим светом.

Замысел творения о принесении блага созданиям Творца. Причина, по которой было создано творение, включающая цель сотворения, то есть конечную его форму.

Каббалист. Человек, достигший определенной меры подобия свойств с Творцом.

Кли, сосуд. Духовный «сосуд», наполняющийся ради отдачи ближнему.

Материальный мир. Реальность, ощущаемая человеком с помощью пяти физических органов чувств.

Махсом. Граница между этим миром и миром духовным.

Мир Бесконечности. Состояние, при котором душа неограниченна в своей способности совершать отдачу Творцу.

Миры. Состояния, которые человек проходит в процессе уподобления по свойствам Высшей силе, свойству отдачи. Эти состояния называются: Асия, Ецира, Брия и Ацилут.

Намерение. Использование человеком желания наслаждений ради себя или ради ближнего.

Наполнение. Чувство удовлетворения в желании наслаждаться или в желании отдавать.

Народ Израиля. Души, стремящиеся достичь подобия Творцу по свойствам. Исправленные желания человека.

Облачение. Процесс, в ходе которого одно свойство принимает форму другого свойства, чтобы с его помощью выполнить определенное действие.

Общий универсальный закон. Закон отдачи, охватывающий всю реальность и обязывающий все ее части уподобиться ему.

Окружающий свет. Сила, исправляющая эгоистическую природу и поднимающая ее к свойству отдачи.

Парцуф. Конструкция, включающая в себя десять сфирот творения, действующих подобно свойствам Высшего света.

Подобие свойств. Обретение человеком свойства отдачи вместо исконно присущего ему свойства получения.

Постижение. Наивысший уровень понимания (понимание всех частных составляющих данного состояния).

Раскрытие Творца. Раскрытие свойства отдачи в желании наслаждений сообразно с величиной экрана, имеющегося над этим желанием.

Свет. Сила отдачи, приводящая в действие и наполняющая все души.

Творение. Желание наслаждений, раскрывающее свою связь с Творцом.

Творец, Природа. Универсальный закон мироздания, уровень, которого человек должен достичь в результате всех своих исправлений.

Тора. Высший свет, который раскроется во всех исправленных желаниях человека.

Точка в сердце. Зачаток духовного желания, пробуждение к тому, чтобы познать Высшую силу.

Эгоизм. Желание наслаждаться ради себя, представляющее собой материал творения.

Экран. Намерение отдачи ближнему, поставленное над желанием творения наслаждаться.

Этот мир. Самое малое желание наслаждений, оставшееся без всякого намерения по отношению к Высшему свету, будь то намерение наслаждаться им или наслаждать Творца.