Кипа вместо короны. Интервью с принцем Свазиленда, ставшим иудеем...

Источник

Он родился принцем небольшого королевства на юге Африки. Его ждала размеренная жизнь особы голубых кровей. Все было расписано, как по нотам и известно заранее: престижный европейский университет, а потом — важный государственный пост на родине. Однако «это расписание», которое бы устроило многих, навеяло тоску на молодого монарха и он бросился на поиски смысла жизни. Из библиотеки Оксфордского университета поиски привели… к Б-гу. Неожиданно для своей семьи он оставил Европу, приехал в Израиль, прошел гиюр и стал Натаном Гамедзе.

Вы, в самом деле, наследный принц, и могли бы претендовать на престол?

— Теперь о престоле не может быть и речи... Но до восьми лет я рос в Свазиленде — небольшом, граничащем с Южной Африкой и Мозамбиком королевстве, с населением немногим более миллиона человек, и территорией, примерно равной территории Израиля. Мой дед был королем. Англичане, сделавшие Южную Африку своей колонией, поделили территорию его страны на три государства: Свазиленд, Босутоленд и Бехуаналенд. Таким образом, наша семья лишилась верховной власти. Однако чтобы не портить отношения с членами королевской семьи, англичане дали моим родственникам возможность занять министерские посты. Мой отец, например, был министром образования, потом — послом в странах Европейского сообщества. Сегодня он — на вершине иерархической лестницы и обладает определенной властью, но все же — не король.

— Что привело вас к иудаизму?

— В какой-то момент своей жизни я вдруг почувствовал, будто я — деталь какого-то конвейера. «Производственный цикл» ежедневно повторялся: дом — работа — дом. Изо дня в день одни и те же «операции»: душ, завтрак, поездка на службу, дорога домой, ужин, сон... Мне захотелось понять, в чем же смысл происходящего. Как детектив, я взялся за поиск и внезапно обнаружил, что этот повторяющийся цикл — лишь фон; а что-то очень важное – остается за кадром, и скрыто от взоров простых смертных. Я решил во что бы то ни стало узнать, что это.

— И попытались найти ответ на этот вопрос в религии?

— Так поступают многие. Но иудаизмом я раньше не интересовался... Однажды я, еще будучи в Оксфорде, обратил внимание, что несколько студентов записывают слова преподавателя странными буквами и — справа налево. После лекции я познакомился с ними и узнал, что они изучают иврит и просто делали во время лекции домашнее задание. Тогда я подумал, что учить иврит – это, должно быть, очень интересно. Вскоре я и вовсе забыл этот эпизод. Потом, когда я решил получать ученую степень, встал вопрос о том, что надо из университетских курсов выбрать еще один язык. Я хотел взять русский. Это очень трудный и интересный язык, и мне тогда очень хотелось выучить его. Но расписание этого курса не совпадало с моим. И тут-то я и вспомнил об иврите… Первый же текст, который мы разбирали на уроке, оказался отрывком из Торы. Это была история о том, как Авраам вел Ицхака на гору Мориа. Я рос в христианской семье и знал этот сюжет. Однако, читая его на иврите, я обнаружил в нем какую-то неведомую мне раньше глубину. Мной овладело ощущение, что здесь сказано что-то и обо мне. Я открыл новое измерение, о существовании которого даже не подозревал. И тогда еще не знал, что открытое мной измерение было мировоззренческим.

Потом я увлекся книгой Рамбама «Мишне Тора». Она произвела на меня неизгладимое впечатление, я все время носил ее с собой, зачитывал и пересказывал фрагменты друзьям. И сам не понимал, откуда во мне возникла любовь к иудаизму. Тогда-то передо мной и встал вопрос: какое отношение я имею к еврейскому миру? Ведь я — не еврей. А раз так, подумал я, значит, мне надо оставить все связанное с иудаизмом. С этой мыслью я отправился учиться в Рим.

— Но как видим, это не помогло избавиться от «наваждения»?

— Да, и в Риме мысли о судьбе еврейского народа не покидали меня. Рассматривая знаменитые росписи и фрески в соборах, я постоянно отмечал про себя, как евреи страдали от христиан... Мне казалось, что Рим — самое нееврейское место в мире. И вот однажды, сидя в римском отеле, я подумал о том, что даже перед лицом смерти евреи читали «Шма Исраэль». И там, в римской гостинице, я впервые прочел вслух эту древнюю молитву. А когда закончил чтение, почувствовал небывалый прилив энергии. До сих пор не знаю, что произошло со мной тогда, но это было одним из самых сильных переживаний в моей жизни.

—...Как будто бы кто-то вел вас куда-то невидимой рукой?

— В это трудно поверить, но именно так все и было. Расскажу, к примеру, такой случай. Как-то утром, проголодавшись, иду завтракать в кафе. И чувствую — не могу есть. Кусок, что называется, в горло не лезет. «В чем дело?» — спрашиваю себя. И тут вспоминаю, что сегодня — особый для евреев день, Йом Кипур, день поста.

В первое время эта внутренняя причастность к судьбе еврейского народа меня просто пугала. Но вскоре я понял, что наступил момент, когда мне нужно стать частью этого народа...

— Что в вашем решении оказалось самым трудным?

— Больше всего на свете я не люблю быть на виду. Приняв решение стать евреем, я осознавал, что на меня будут показывать пальцем, что в большинстве еврейских общин мира я буду единственным негром. А уж если узнают, что я — бывший африканский принц... Но я преодолел в себе эти страхи. Они отступили перед главным: я нашел дорогу к Творцу, и что бы ни случилось, не сверну с нее.

— Не было ли потом сомнений, что вы правильно выбрали дорогу?

— Как правило, человеку свойственно сомневаться в правильности собственных решений. Так вот я, если в чем-то и уверен, так это в том, что выбор пути постижения Торы — быть может, единственно правильное решение в моей жизни. Эта мысль поддерживает меня, помогает преодолевать трудности.

— Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему Всевышний вывел вас на эту дорогу?

— Безусловно. Однако лишь недавно нашел ответ на этот вопрос. Я вел урок Торы, на котором обсуждал со своими учениками недельную главу Итро, стараясь объяснить им, что Итро был неординарным человеком. Внезапно я вспомнил, что много лет назад один из моих учителей сказал: первый раз слова «Барух а-Шем» (благословен Всевышний) в Торе вложены в уста Итро, в момент, когда он благодарил Всевышнего за избавление евреев от египетского рабства. В этом и состоит главная идея гиюра — благословение Всевышнего, привнесение дополнительной славы Его Имени. Я рассказывал об этом своим ученикам и отчетливо понимал, что прошел нелегкий путь к еврейству, чтобы славить Имя Всевышнего.

— Сейчас много говорят о том, что необходимо упростить процедуру гиюра. Эта идея особенно популярна в русской общине Израиля, где многие семьи — смешанные. Как вы относитесь к такой возможности?

— Согласно канонам ортодоксального иудаизма, человек, желающий стать евреем, должен быть абсолютно уверен в правильности этого шага. А если человек ищет, как облегчить этот процесс, встает вопрос: действительно ли он хочет стать евреем?

— Вы довольны тем, куда привел вас жизненный путь, или вы стремитесь дальше?

— Сейчас мне сорок лет. Я искал истину и нашел ее. Моя нынешняя цель — приобщить как можно больше людей к иудаизму. Я осознал свою миссию в жизни.

— Вы находитесь в мире с самим собой?

— Да, конечно. Каждый человек ведет поиски смысла своей жизни. И я, нашел то, что искал. Поэтому я здесь.

— Бываете ли вы на своей родине, поддерживаете связи с родными?

— С тех пор, как приехал в Израиль, я еще ни разу не ездил домой. Я не чувствовал, что у меня есть силы выйти в нерелигиозный мир. Я даже немного побаивался этого. Кроме того, все, что связано с монархией – это мое прошлое. Теперь я из принца стал простым евреем, который учит Тору и содержит семью.

 


 

Дополнительно:

  • Наш комментарий к этой истории и обсуждение, читайте в посте на форуме