Описание основных праздников еврейского календаря (моэдим) и их значение в иудейской традиции

Рош а-Шана празднуется 1-го и 2-го Тишрея.


Праздник Рош а-Шана - это Новый год, дата, связанная с годовщиной Шести Дней Творения.

В этот день на Небе происходит суд и для каждого человека определяется его судьба на ближайший год. Поэтому в предшествующий Новому году месяц Элул положено пересматривать свои поступки и раскаиваться в том, что было сделано неправильно.

Рош а-Шана - это время раскаяния и духовного возрождения. Сразу после праздника начинается десятидневный период, в течение которого можно исправить свой приговор. В эти дни принято желать друг другу "хорошего приговора". Завершается этот период постом - днем Суда, называемым Йом Кипур.

В Рош-Ашана провозглашается царство Б-га над всем миром. Ежегодно в этот день Всевышний творит суд над человечеством, предопределяя, что должно случиться с людьми и народами в наступающем году.


Йом-Кипур - это Судный день. Он отмечается 10-го Тишрея, через десять дней после Рош а-Шана.

Этот день завершает десятидневный период, в течение которого можно оспорить и смягчить при помощи раскаяния вынесенный на Небесах в Рош а-Шана приговор. В Йом-Кипур приговор скрепляется печатью, и наша судьба на ближайший год окончательно определяется.

Все также просят друг у друга прощения на случай, если в течение года обидели человека, не заметив этого.


Праздник Суккот начинается 15 Тишрея и длится семь дней.

Главный атрибут Суккота - сукка, т.е. шалаш, в котором полагается жить все это время, по крайней мере, проводить все трапезы.

Сукка должна напомнить нам о сорока годах скитаний в Синайской пустыне после Исхода из Египта. Тогда мы не имели постоянного дома и жили в шалашах.

Сукка - это тот непрочный, символический дом, который каждый из нас строит себе для жизни на земле, полагаясь при этом на то, что Всевышний обеспечит наши потребности в еде и защите. Ведь по-настоящему прочный дом никто из нас построить не в силах. Нигде, ни в каких дворцах, ни за какими крепостными стенами мы не защищены от присмотра Свыше и от судьбы. Поэтому вкладывать излишние силы в повышение материального благополучия просто не имеет смысла. Мы должны всего лишь построить "шалаш", чтобы обозначить границы своего личного Дома.

А потом войти в этот "шалаш", и посмотреть на звезды. И разглядеть что-то за их покровом... И начать диалог.

Если начало месяца Тишрей проникнуто атмосферой покаяния и стремления духовно возвысить себя, то вторая часть месяца имеет другое значение – привнести Б-жественое в мир и проникнуться этим, до такой степени, чтобы это вызывало великую радость. И в этом смысл праздника Суккот, который называется “Время нашей радости”.


Симхат-Тора - праздник в честь завершения годичного цикла чтения Торы и одновременно начала нового. Он отмечается на следующий день после окончания Суккота.

Симхат-Тора - один из самых радостных еврейских праздников. Он завершает цикл осенних праздничных дней.


Праздник Ханука (слово "ханука" означает "освящение" ) начинается 25 кислева и продолжается 8 дней.

Ханука - это освящение Храма. Оно произошло в 165 году до нашей эры, а началось оно в тот день, когда среди холмов Иудеи, завоеванных греками, поднялись люди - Матитьягу Маккаби и его сыновья, а также другие мужчины и женщины, которые сказали: мы будем самими собой. Мы будем теми, кем мы родились. Мы совершенно не намерены подражать и подчиняться другим только потому, что эти другие многочисленны и вооружены. Мы намерены прожить свою собственную, а не чужую жизнь, и прожить ее на своей земле. И за это мы готовы умереть.

Ханука - это чудо светильника. В отвоеванном Храме Иегуда Маккаби и его воины обнаружили только один кувшин чистого масла, пригодного для храмового светильника. На то, чтобы приготовить новое масло, ушло восемь дней. Но масло из найденного кувшина, которого могло хватить только на один день, горело все эти восемь дней. И в этом нет ничего удивительного - для Всевышнего поддерживать мир в неизменном состоянии должно быть гораздо труднее, чем время от времени расширять границы, чтобы впустить в него так называемые "чудеса".

Ханука - это праздник, который отмечает победу света над тьмой, чистоты и искренности - над конформизмом и приспособленчеством, духовности - над сугубым материализмом.



Ту би-Шват - это "Новый год деревьев". Этот праздник отмечается 15 Швата.

Ту би-Шват считается Новым годом для растительного мира в Земле Израиля, потому что все, что созревает после этой даты, относится к плодам следующего года.

Существует обычай проводить в Ту би-Шват особенную трапезу, вроде "седера". На ней положено отведать разные виды плодов. Выделяют семь особых видов, которыми богата Земля Израиля, среди них пшеница, ячмень, финики, инжир, маслины, виноград, гранаты.

Отмечая новый год деревьев, мы анализируем слова Торы, в которой человек сравнивается с фруктовым деревом…



Песах - праздник Исхода из Египта. Его можно назвать временем рождения еврейского народа. В дни Песаха мы отмечаем освобождение от рабства – как физического, так и духовного.


Сфират-Аомер
Согласно объяснению Каббалы, сорок девять дней, соединяющих день Исхода и день Дарования Торы, соответствуют сорока девяти сфирот - каналам души. Каждый день отсчета знаменует собой очищение одной из сфирот...


Шавуот отмечается на 50-й день после Песаха, 6 Сивана, по окончании счета Омера.

Шавуот - это праздник в честь дарования Торы на горе Синай.

Праздник Шавуот мы отмечаем в честь величайшего события в истории человечества – Синайского Откровения. В этот день в 2448 году от сотворения мира (1312 г. до н.э.) Всевышний даровал евреям Тору и Десять Заповедей - морально-этическую основу всей человеческой цивилизации.