Фильм - Христианство до Христа. Гностическое христианство
Тема обсуждается на форуме: Эзотерический подход к Религии
Ниже приведен сокращенный вариант текста фильма....
Время когда христианство не оформило свою иконографию , мифы.
Ранее христиане были связаны с древнеегипетскими мистериями, и гностической религией.
Мы видим как христиане исполняют ритуалы древних египтян.
Сейчас христианство очень разнообразно.
Но в первый век начала, он был еще шире. В то время не было канонического завета, не было вероисповедования и единой принятой всеми структуры. И это удивительно, тогда оно было еще более разнородным.
Вариантов евангелия было очень много , последователи Христа их читали, переписывали, правили. И было очень много других документов: письма, гимны, поэмы и т.д.
В то время, слова Иисуса и апостолов понимались однозначно, вероисповедование было простым, его процедура не оспаривалась.
Но есть документы которые подтверждают, что ранее христианство было иным. Если сейчас христиане поклоняются Христу как сыну Божию искупившему наши грехи, то у первых последователей Христа были иные трактовки.
Христиане и иудеи не говорили о спасительной миссии жертвы Христа.
Они считали что он посвященный просветитель, первооткрыватель, не было не порочного зачатия, не было воскрешения, не было Креста.
А были только слова Иисуса, который сам воплощение божественной мудрости.
Те кто шли за ним, не считали его сыном божьим, и они все погибли в борьбе иудеев с римлянами.
Иисус из Назарета. Может быть евангелие содержит ответ? Но оно было создано через 3 поколения после Христа в городах средиземноморья, и тогда же возник другой образ Христа как сына Божия ....
Средние века, гонения официальной церкви на христиан гностиков, был казнен каждый десятый. Святая инквизиция уничтожала - катаров, тех кто называл себя - «чистый».
Катары - не были еретиками по отношению к католицизму. Она восходила своими истоками к раннему христианству если не раньше... к тем кто воспринимал мир, как «мир теней».
Вот как описывал человека Платон: «Те кто исповедовал Древние религии, верили, что нужно сбросить все путы и обрести знания, идущие через сердце. Тайные знания, которые преобразовывают человека и позволяют ему постичь истинный духовный мир». Этих людей называют гностиками. Ученые признают, что поиск истины шел до появления Христианства.
Есть документы найденные в Нак-Хамади. Эти книги ценнее чем Кумранские свитки, найденные на Мертвом море. Потому что они проливают новый свет на историю христианства, на Иисуса и на Бога.
Эти книги полностью меняют наше представление о раннем христианстве, этих книг около 2.
И тем не менее эти документы полностью отвергаются официальной церковью и объявлены еретическими. Так оно и есть, потому что они полностью переворачивают все восприятие религии.
Они говорят о том, что есть множество путей которые приведут человека к спасению через размышление и развитие божественной искры у каждого из нас, общаться с Богом мы можем развивая свою душу. Они преподносят религию в индивидуальном порядке в обход церкви.
Но не будем упрощать, ведь это чрезвычайно сложно ....
«Человек это падший Бог, который помнит о рае. Такова концепция всей мистической античности.»
Основа гностицизма в том, что мы все рождены с божественной искрой внутри и задача человека отыскать в себе эту искру, развить ее и прикоснуться к Богу заглянув в себя.
Гносиз - означает самопознание. Но что такое самопознание? Психоанализ, Экстаз?
Нет - это очень трудно объяснить, но это не то. Нет, это нечто иное... это очень тихое, неспешное, внутреннее узнавание себя...
Это размышление человека о сути нашей жизни, о том кто мы. И попадая в эти состояния, рушатся все наши установки. Ты соприкасаешься с величайшей тайной наедине - со смертью ...
И эта мысль освобождает тебя от всякой рутины... давая соприкоснуться с тайной...
Аристотель говорил о мистериях: Ты идешь туда не учиться чем либо, а ощутить.
Этот процесс нельзя считать актом интеллектуальным.
Древние понимали, что МОЖНО ЗНАТЬ МНОГОЕ, но НЕ ЗНАТЬ СЕБЯ.
И они хотели вернутся от познания множества, к познанию единства.
«То что будет открыто, ни одно ухо не услышит, и ни один глаз не увидит».
Что это? Это ты сам. Твоя суть, твое Сознание. И это ключ к пониманию сути христианства, суть язычества – нужно совершить акт Самопознания.
И в этом состояло великое предначертание данное Аполлоном язычникам в Дельфийском Оракуле: «Будите разум, ПОЗНАВАЙТЕ СЕБЯ».
Так же и у христиан. Нужно искать ту часть себя, которая не умрет. Нужно осознать, что ты уже бессмертен. Потому что в человеке не плоть его .
Если ты найдешь себя, то найдешь и Бога и блаженство, главное в человеке не тело, а душа.
Душа видит рождение и видит смерть, и это повторяется много раз, потому что гностики, включая ранних христиан верили в реинкарнацию.
И этот процесс похож на акт рождения и засыпания, происходит постоянный цикл смены тел, которые видит душа, поэтому нет смерти и нет рождения. Все люди это только фантомы, отражение божественного.
Есть такое понятие, слепящая тьма - это просто Сознание, без осознания чего-то конкретного.
Когда появляется Свет - это отражение, Осознание.
Евангелие от Фомы – несет совсем другой посыл, Христос сын божий, но и все люди ....
Все человечество было создано в Потоке этого света, и Христос просто вещает в нем...
«Поднимите камень и найдете меня» ...Почему эти слова из евангелия столь опасны для Церкви?
Потому что это пантеизм, мысль о том что божественное заложено во всем.
А христианство предполагает наличие церкви...хочешь найти путь к Богу? Иди к епископу.
Новизна гностицизма в том, что БОГ В ТЕБЕ. Необязательно вести себя примерно и подчиняться правилам. Гностики живут свободно и игнорируют правила, а Христос их главный герой - вольнодумец, который общается с проституками... открыто критикует церковников, он ломает устои. Он классический гностик! И дело не в том, что он игнорирует правила – а в том, что ОН ХОЧЕТ быть САМИМ собой. Познать себя.
Зарождение гностицизма.
В Александрии (город Египта), в те времена жили египтяне, греки...и евреи, их было там больше чем в Иудеи и Галлеее. Эти евреи жили в изгнании и они нашли в душе своей неведомого Бога.
Но они не могли найти такого Бога на земле, потому что мир был полон порока и страданий, и поэтому они решили, что Творцом мира был как бы малый бог - Иегова. Это бог из Ветхого Завета.
Все истории из ВЗ пронизаны критикой, и все потому что этот мир создал младший бог, а старший бог бы не допустил этого.
«И этот ее сын, уродец со звериным лицом, - решил что он единственный бог посланный на землю и сотворил как сумел этот физический мир. И этот мир был создан порочным существом - Ялдобалтом. Которого иудеи и христиане ошибочно считают истинным богом. Этот бог одел оковы на человека, заточил его бессмертную душу в оковы физического тела и наградил своей порочной сущностью стяжательства. Но хороший бог послал на землю Иисуса...»
Кем бы ни был Иисус – реальным человеком или метафорой, но его образ породил раскол.
Один из основных вопросов - почему Христос принял такую мучительную смерть?
Главный элемент и инструмент христианства это греховность человека. Понятие греха создало символы веры с понятием ада, страха божия и воспитательной функцией священников.
Совсем не такие идеи вынашивали гностики, в их словаре не было слова грешник.
Евангелие от Фомы говорит о том, что человек создан по подобию божию, и поэтому имеет внутреннюю органическую связь со Всевышним.
Слово грех там нет. Это не значит конечно, что мы безгрешны и божественны, но мы найдем путь к богу лишь тогда когда найдем путь к себе... и все совершенные нами «плохие дела», можно исправить.
Много споров вызвал древний миф об адаме еве и грехе, который сделал их смертными.
Христиане в большей степени, чем иудеи развили тему греховности порочной дамы евы.
До ортодоксального христианства грех не был столь важной темой.
Еврейские раввины, язычники, гностики говорили лишь о том, что человек может подчиняться боги или не подчинятья.
Горячие споры кипели вокруг этого, за один мелкий поступок - миллионы обречены на трудную земную жизнь взамен райских кущ.
«Это хорошая, вполне гностическая история о змее .. это сам Иисус. Это он привел людей к древу познания и сказал – ешьте. Спровоцировал бога отца на ревность. Тот не захотел, чтобы люди как боги. Ведь сказано, что съевший с древа познания, сам уподобиться богу»
«Идеи о первородном грехе были окончательно разработаны святым Августином в 4 веке. Среди христиан закрепляется не только понятие о дистанции между Богом и человеком, но и о врожденной, не искупаемой греховности людей, ради искупления которой и принес Иисус себя в жертву».
«Вокруг канонического христианства, зародившегося во 2 веке, кипели жаркие споры. Некоторые христиане считали, что Христос божественная фигура и его мучения на кресте не уместны. И они подтверждали сомнения текстом. Например, когда Иисуса ослабевшего после бичевания вели на Голгофу, солдаты заставили некого Симона нести его крест. А Иисус имевший с ним невероятное сходство, спрятался в толпе. Симона распяли вместо него, а он смотрел на мучения Симона со стороны и смеялся довольный своим трюком. Или же он смеялся как Будда? Улыбался смиренно, потому что знал что своим примером он дарит нам покой, своим примером он просветляет людей, расширяет их Сознание. »
Иисус просветитель святой символ божественности? А для гностиков Иисус был просто человеком, обретшим божественность через крещение когда он уподобился будде, он просвещенный, он – Христос. Ортодоксальные христиане же поняли это буквально – если он божественный значит сын Бога. Его единственный сын и его рождение должно быть божественным. А для гностиков он родился как обычный человек.
Эти расхождения стали очевидны в последнем евангелии от Иоана.
«Многие христиане сегодня думают, что Христос естественно сын Божий. Но этого нет в евангелии от Матфея, Луки, Марка. Они трактуют его как посланника Божия, посланного для спасения людей. Он наставляет людей на путь истинный, каждый должен решить сам следовать ли Христом. Но в евангелии от Иоана Иисуса уже называют сыном божьим. Более того, его единственным сыном. Я не встречала подобных категоричных утверждений в ортодоксальных текстах года до 160 н.э. А потом христиане читали все евангелия с этой точки зрения. У меня возникло убеждение, что это евангелие было написано в противовес предыдущей точке зрения. И это стало радикальным образом менять представления о посланиях христовых».
Иисус теперь как бы официально сын божий и более того его единственный сын.
Но для гностиков Иисус это образ символ божественного начала, которое есть в каждом из нас.
«В этом смысле мы все сыновья божьи если осознаем свою сущность. У древних этот мир считался преисподней - мы сейчас мертвы. Для гностиков и мистиков это преисподняя где мы духовно мертвы, а не живы как нам кажется. Мы и есть бог, если хотите единственный разум во вселенной, ошибочно считая себя разными телами и проблемами и наша задача воскреснуть. Мы мертвы находясь в теле, подобно тому что было на кресте и нам нужно воскреснуть тогда мы все станем истинным сыновьями божьими и обретем сознание Бога отца, мы все христосы и должны воскреснуть. И миф о распятии и воскрешении - как бы образец для каждого из нас, только так можно пройти это посвящение. У христиан буквалистов остается только безрадостная идея, что в конце времен ты вновь воскреснешь в своем теле и вновь будешь физическим существом. Ведь по их мнению именно это произошло с Христом, он воскрес в своем физическом теле и потом умер как все. И тебя ждет тот же путь – даже если ты не понял идеи Христа.
Гностики же утверждают противоположное - если ты не понял идеи Христа, то вернешься в свое тело через реинкарнацию, если же понял – то осознаешь, что ты вовсе не тело, а ты сам христос как и все мы и нет нужды повторять реинкарнацию».
Это фактически другая вера противоположный подход. Что появилось раньше, что лежало в основе?
«Есть труды Поликарпа и Тотелиана во 2 веке, которые писали что гностики наполняют вселенную. Не верно думать, что сразу же возникла традиционная христианская доктрина, литературно закрепленная апостолами Петром и прочими. А гностики пришли позже и начали извращать истину.
Все было совершенно иначе. Гностическое христианство было уже широко распространено в 1 и 2 веках, и позже было вытеснено христианством буквалистов».
«Известно, что православие возникло уже после гностицизма, и в большей степени было реакцией на него. Официальное христианство противоречит само себе объявив войну гностицизму оно пошло другим путем ».
Из множества различных евангелий и трактатов по прошествии 8 поколений по прошествии после смерти Христа, основатели ортодоксальной церкви отобрали лишь несколько евангелий для нового завета и процедуры богослужения.
При этом отборе были отсеяны гностические идеи, которые буквалистам показались слишком сложными для понимания.
«В теории христианства есть очень важный элемент, доступность для понимания. Они говорят Иисус сын божий, он пришел спасти нас от грехов. Он умер ради нас. Знаний этих простых идей достаточно чтобы вступить в лоно христианской церкви».
«Христианство стало некой религией для примитивных людей, но оно стало как бы упрощенной формой христианского учения, с которой готовы согласится все во всем мире».
«Получается, что наше евангелие подделка? Не думаю, что этот так. Его просто можно по разному интерпретировать. Возьмем например Павла, он сам утверждает, что проповедовать можно в двух ипостасях:
!1. Для тех кто воспринимает духовное послание Христа
2. И для тех, кто все воспринимает лишь буквально.
С образом Христа, прежде всего связана фраза выбитая фактически на всех храмах: «Прийти ко мне можно лишь через отца моего». Для гностиков это означает, что к Богу можно прийти только через то, чем он представлен в тебе. И Павел это говорил, чтобы прийти к Богу нужно обрести христа в себе. Это аллегория. Но буквалисты говорят нет, это единственный путь. Итак, обретя идею буквальной реинкарнации сына божия, а не духовной реинкарнации. Вам остается лишь думая о благе людей приняться за спасение их душ, причем все должны в это поверить...пусть даже насильно. И путь к богу обретает черты авторитарности....»
«Гностикам было очень трудно, они искали спасения индивидуально... они были разобщены.
Гностики атаковали лишь идеи христиан. А те атаковали не только их идеи, но и их самих. »
Эти две системы могли бы существовать мирно, если бы не Константин, первый римский император принявший христианство. История повествует, что он увидел крест на небе, и понял, что используя символ он победит в битве с языческим войском.
На никейском соборе в 324 году, он устранил все разнотолки по поводу веры. Через триста лет после прихода христа, иисуса объявили сыном божьим через декрет императора. Все иные мнения были запрещены.
«Когда христианство сливается с государством для создания государственной монополии, такое христианство радикально меняется. Могут сказать это же триумф, успех... но когда церковь сливается с государством, она начинает совершать все те преступления, которые обличала все первые триста лет своего существования. Это тупик. Это гибель религии. Она превращается в иерархический репрессивный институт. В защиту можно сказать – это делается в интересах народа? Но я убежден, что это не лучшая форма существования веры.
Интересно что этот дикрет совпал по времени с строительством базилики святого Петра и летаранской церкви украшенных большими статуями Иисуса и его апостолов. И вскоре христианские церкви стали походи на языческие храмы.
Таким образом христианские церкви с 4-го века начали стремительно богатеть. Корумпированна ли церковь? Да. Хранит ли она память о своих корнях, помнит ли о смысле не стяжательства? Да. Церковь раскалывается бедностью монахов с одной стороны, и богатсвом епископов с другой, создавая огромное напряжение».
«Иисус не создал ни одной церкви и не оставил указаний для их строительства. Все это придумали потом, чтобы показать могущество католической церкви.
Мы выступаем защитниками проигравших, уничтоженных в 4-м веке. Мы говорим лишь о том, что победитель - римская католическая церковь, вооружившись идеями Христа и увесистой библией – не значит, что она права. Что произошло с проигравшими, их уничтожили, их храмы разрушили, их философ убивали, книги сжигали. Если бы христианство было любимой религией бога, то после его возвышения должен был наступить золотой век и настали мрачные времена. И только во времена Возрождения .. вернулись книги Платона, запрещенные в течение тысячи лет, сборник Герметика. Возрождалась западная культура, мы начали возвращаться туда, где были до прихода христианства».
Мистическое восприятие бога выше догмы. Несмотря на то, что в последние века было немало христианских мистиков, которые интуитивно пытались постичь глубину этого учения, но общекультурно мы не пошли дальше внешних таинств. Освоили форму, но утратили содержание...
«Некоторые церковники, пытаются дать определение гностикам и пишут, они не христиане, они еретики. У них особые черты: Они любят читать и толковать писание, Они полагаются только на свои ощущения и открытия и верят, что получают особые знания о божественном , Они постоянно, что то исследуют, ищут....в постоянном поиске... Но это естественно, что философы ищут и задают вопросы...»
Традицию задавать вопросы искоренили, прервали на много столетий. И нам это трудно делать сегодня, иногда просто не удобно. Все это не легко осмыслить современном человеку...
Не бывает коротких путей к истине и нирваны по заказу....
В каждой великой мировой религии : индуизме, иудаизме, буддизме, исламе...есть учение так сказать для всех - экзотерическое учение, которому должны следовать все последователи данной религии. Но есть также и эзотерическое, мистическое учение – его не достает сейчас лишь западному христианству. Очень жаль, что путь духовного развития, который пытались пройти люди в разные эпохи считался еретическим ...