Потерянный Ковчег Завета
В фильме Гаррисон Форд играет неотёсанного археолога Индиану Джонса, который находит одну из величайших потерянных библейских реликвий, — в действительности Вендил Джонс лишь мечтает достичь этой цели. Считающийся прототипом Индианы Джонса, этот баптистский проповедник из США с начала 1990-х активно ищет легендарную святыню — ковчег Завета.
Согласно Библии, эта священная реликвия представляла собой массивный деревянный
ларь (покрытый изнутри и снаружи чистым золотом); в нем хранились две каменные
доски, на которых начертаны дарованные Богом Десять заповедей. Моисей сделал Ковчег примерно в 1250 году до н.э. на горе Синай, из дерева ситтима, в точном соответствии с подробнейшими божественными инструкциями. Длина его составляла 114 см, а высота и ширина — по 69 см; его закрывала тяжёлая золотая крышка, украшенная двумя херувимами. К нижним углам Ковчега приделаны были золотые кольца, в которые вдевались длинные шесты, — благодаря этому избранные могли нести Ковчег на плечах, и так он путешествовал с израильтянами всё время их странствий по пустыне.
Очевидно, что Ковчег Завета был не просто вместилищем каменных досок, поскольку каждый раз, когда израильтяне ввязывались в бой, ларец излучал божественную энергию, которая рассеивала их врагов. Не просто же так говорится о нём в Библии, что это печать и знамение присутствия Бога на земле. Во время одного из сражений Ковчег был захвачен филистимлянами, но они не долго торжествовали победу, ибо их немедленно поразил смертельный недуг — их тела покрылись разъедающими наростами. Тогда филистимляне добровольно вернули свой смертоносный трофей, отправив Ковчег израильтанам на колеснице, запряжённой двумя коровами, которые дотащили его до границы Вефсамиса, ле-витского города в Северной Иудее. Тут его забрали израильтяне и перенесли в Кириафиарим.
Спустя двадцать лет царь Давид переправил ковчег Завета в Иерусалим. И здесь в 955 году до Рождества Христова царь Соломон поместил Божий ковчег в священном месте, называемом Святое святых, в самом первом храме, специально сооруженном на горе Мо-риа для хранения этой чудесной реликвии.
По одной версии, сын царя Соломона и царицы Савской Менелик украл Ковчег и переправил в Эфиопию, в нынешний город Аксум. По другой, прямо перед тем как Храм был разрушен вавилонянами в 587 году до н.э. пророк Иеремия успел спрятать Ковчег в какой-то пещере недалеко от города. Третья возможность — что Ковчег был уничтожен.
Какая бы из этих версий ни была правильной (если среди них есть правильная), картина остаётся прежней: незадолго до первого разрушения Иерусалимского храма ковчег бесследно исчез, в том смысле что с тех пор о нём нет свидетельств. Так он превратился в Потерянный ковчег Завета, и судьба его стала трудной головоломкой для исследователей — в том числе и Вендила Джонса.
В марте 1992 года в качестве директора Техасского института еврейских христианских исследований Джонс возглавлял археологическую экспедицию в Кумранские пещеры, на оккупированном тогда Израилем Западном берегу, где в 1947 году были обнаружены Свитки Мёртвого моря. В 1952 году были найдены странные манускрипты, названные Медными. Они, считается, представляют собой опись реликвий, хранившихся во втором Иерусалимском храме (построенном царём Иродом и разрушенном примерно в 70 году нашей эры римлянами под водительством Тита), с пометками, куда именно их переправили перед разрушением храма. Одной из якобы включённых в список ценностей был ковчег Завета.
Каким образом он очутился во Втором храме — не совсем понятно, но Джонс уже пребывал в предвкушении обретения Ковчега, вдохновленный еще и тем, что в 1988 году он действительно нашел сосуд для помазания, тоже фигурировавший в Медной описи. В мае 1992 года он со своей командой вплотную приблизился к. искомому объекту, найдя в одной из пещер то, что они посчитали благовониями, которые курили перед Ковчегом. Но надежды исследователей рухнули, когда через две недели после этой последней находки Израильское управление по делам исторических ценностей остановило раскопки и отказалось продлевать разрешение на работу экспедиции. Это грубое решение не было мотивировано — но с тех пор и до сегодняшнего дня изыскания доктора Джонса заморожены, и он без толку носит своё прозвище — «Индиана».
Но оказывается, что в то самое время, когда Джонс пытался раскопать Ковчег на Западном берегу, другой исследователь также заявил, что практически обнаружил его — в Эфиопии. В своих книгах «Знамение и печать» и «Отпечатки богов» английский журналист Грэм Хэнкок описывает свои энергичные поиски Ковчега, которые привели его в Аксум — в соответствии с «менеликской» гипотезой после-соломоновой судьбы реликвии. Однако разыскания убедили англичанина в том, что Менелик Ковчега не крал. Напротив, журналист уверен, что он так и хранился в Первом храме примерно до 650 года до н.э., когда священники, обеспокоенные тем, что его может погубить иудейский царь Ма-нассия, язычник и идолопоклонник, сами перенесли его в новый храм Яхве в египетской Элефантине. Здесь Ковчег хранился до 410 года до н.э., когда храм был разрушен. К счастью, Ковчег спасли и перенесли на эфиопское озеро Тана, откуда в 350 году н.э. царь Эзана переправил его в Аксум. Здесь для Ковчега было построено специальное пристанище — церковь Девы Марии в Сионе. За исключением средневековой неразберихи (тогда Ковчег несколько раз перевозили с места на место, пока приютившую его церковь то разрушали, то отстраивали вновь) он с тех пор всегда находился здесь.
Тогда почему же он считается потерянным? Какие могут быть неясности, если каждый желающий может пойти и посмотреть на ковчег Завета? На самом деле, как убедился на собственном трудном опыте Хэнкок, всё гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Когда поиски привели его в церковь Девы Марии, он обнаружимте хотя копию Ковчега (задрапированную изысканнейшим покровом) выносят из храма во время процессии в честь праздника Тимкат, но настоящий ковчег Завета спрятан в qeddusa qed-dusan (в еврейских храмах это называлось Святое святых) и входить туда может один единственный человек — хранитель Ковчега.
Слава Ковчега, сила эфиопской православной церкви и правительства страны оберегают реликвию от попыток осквернить её — этим и объясняется, что один сладкоречивый бородатый хранитель Ковчега умудряется столь эффективно пресекать все попытки посторонних (включая и правителя страны) приблизиться к святыне или просто посмотреть на знак и печать присутствия Бога на Земле. А когда монах умрёт, то преемник, имя которого он назовёт на смертном одре, продолжит дальше эту веками освящённую традицию.
Даже попытка тайком вполглаза взглянуть на одну из многих копий Ковчега, хранящихся в некольких эфиопских храмах, сопряжена с серьёзными трудностями. Едва Хэнкок вознамерился проникнуть в Святое святых храма в Гондаре, где стоит одна из копий, как на него с кулаками набросилась толпа разгневанных священников, обозвавших его «…очень нехорошим человеком!» Ничего удивительного, что англичанин отказался от намерения увидеть оригинал Ковчега. Вместо этого монах Гебра Михаил, который был хранителем Ковчега в 1991 году, дал ему ценный совет: «Я верю, что ковчег Завета описан в Библии хорошо. Вы можете прочитать там».
Не меньшей загадкой, чем нынешнее местонахождение Ковчега, является и его идентификация. Ведь как-никак, но он сравнивал с землею горы, разрушил стены Иерихона и убил незадачливого помощника царя Давида Оза, который придержал Ковчег рукой, когда на пути в Иерусалим волы слишком накренили повозку. Ковчег был причиной страшных болезней филистимлян — жутких наростов и повального мора (поразивших их за то, что они отняли у израильтян Ковчег) — типичных, по мнению ряда современных учёных, проявлений лучевой болезни.
На сегодня есть несколько предположений о том, чем же на самом деле являлся Ковчег. Говорят о разновидности электрической батареи, о миниатюрном ядерном реакторе, даже о весьма совершенном пищевом агрегате, который производил манну во время многолетних странствий израильтян по пустыне в поисках Земли обетованной.
Но есть и ещё один предмет, известный куда менее Ковчега, но слишком уж его напоминающий, — в девятом веке из Иерусалима через Египет он добрался до испанской Астурии. Известный как Арка Санта, он хранится в соборе Овьедо, в помещении, специально для него построенном Альфонсом Благочинным. Как и библейский Ковчег, этот тоже считается обладающим убийственной силой: историк Ин Бэгг пишет, что когда в 1030 году группа священнослужителей открыла ларец, всех их поразила немота.
Где бы он не находился и чем бы не являлся, ковчег Завета завораживает человечество много веков подряд. Возможно, настанет такой день и секрет Ковчега будет разгадан,— но, памятуя о том, что ничто из созданного даже по самым новейшим технологиям не обладает таким же разносторонним набором возможностей, достанет ли у нас сил контролировать те силы, которые разбудит Ковчег?
Возможно, совет Гебры Михаила был самым продуманным.