Строение общества будущего (Бааль Сулам)
* Вернуться на главную страницу раздела "Тексты каббалистов (Бааль Сулам, Рабаш)"
1. СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА БУДУЩЕГО
Существует притча о группе людей, которые заблудились в пустыне и страдали от голода и жажды. Один из них нашел наполненную всеми благами обитель, и вспомнил тогда о своих несчастных собратьях. Однако он уже настолько удалился от них, что не знал, где они находятся. Что же он сделал? Стал громко кричать и трубить в рог – может быть, несчастные голодные товарищи услышат его голос, приблизятся к нему и тоже войдут в эту обитель, полную всеми благами.
Та же картина лежит и перед нами: мы заблудились в ужасной пустыне вместе со всем человечеством, и теперь нашли большую сокровищницу, полную всех благ. Речь идет о каббалистических книгах в этой сокровищнице, которые питают наши жаждущие души, наполняя нас живительным нектаром и упоением, пока мы не насыщаемся полностью. И все же память о наших товарищах, оставшихся затерянными в ужасной пустыне, высечена в наших сердцах. Однако велико расстояние меж нами и не доносятся друг до друга голоса. А потому приготовили мы этот «рог», чтобы громко вострубить – может быть, услышат наши братья, приблизятся к нам и будут счастливы как мы.
Узнайте, собратья, плоть от плоти нашей: вся суть науки Каббала – это знания о том, как нисходит мир с высоты небес до нашей низменности. И реальность эта была неизбежна, так как «конец действия – в начальном замысле», а мысль Творца действует сразу, ибо Ему не нужен инструмент (кли) для действия, как нам. А потому мы изначально созданы в Бесконечности (т.е. в замысле Творца насладить Свои творения) со всем совершенством вплоть до этого мира.
Поэтому очень легко отыскать в науке Каббала все исправления, которым предстоит прийти из совершенных миров, предшествовавших нам. И из этого мы знаем, как исправлять свои пути отсюда и далее. Это похоже на превосходство человека над животным: дух животного опускается вниз, т.е. оно видит только от себя и далее, и нет у него разума и понимания, дабы увидеть, что с ним было, и исправить будущее. И вот, вслед за ним приходит человек, чей дух поднимается вверх, т.е. к прошлому, и смотрит в прошлое так же, как человек смотрит в зеркало и видит необходимость исправить свои изъяны. Так и разум смотрит на происшедшее с ним и исправляет свои потребности с этого момента и далее.
А потому нет развития животному виду, и по-прежнему стоят они там же, где были созданы, поскольку нет у них зеркала, чтобы понять благодаря ему, как исправлять положение дел и постепенно развиваться подобно человеку. Человек же развивается ежедневно, пока не обеспечивается и не ощущается его превосходство. Всё это касается естественных внешних путей, т.е. природы окружающей нас реальности: нашего пропитания и внешних дел – в чем нас полностью удовлетворяет эффективность природного разума.
В отличие от этого, в своей внутренней части, хотя мы и развиваемся немного, но развиваемся и совершенствуемся вследствие напора сзади, посредством страданий и кровопролития. И это потому, что никакой хитростью не можем мы раздобыть зеркало, в котором увидим внутреннюю часть человека прошлых поколений. И нет нужды говорить о внутренней части душ и миров, которые в своем нисхождении пришли к столь ужасному крушению, как сегодняшнее. Крушение это так велико, что не будет у нас уверенности в жизни, и будут уготовлены нам кровавые расправы и смерти разных видов в ближайшие годы, пока все не признаются, что нет у них никакой идеи, как это предотвратить.
Теперь представьте себе, например, что сегодня вы нашли некую историческую книгу, повествующую о последних поколениях, которые будут жить через десять тысяч лет, о государственной мудрости и о путях личности. Тогда наши руководители стали бы искать любое средство, с помощью которого можно было бы организовать здесь жизнь так, чтобы осуществить принцип «нет пропажи и нет вопля на площадях наших», и исчезли бы напасти и ужасные мучения, и всё с миром встало бы на свои места.
И вот перед вами в этом шкафу лежит книга, в которой описана и разъяснена вся государственная мудрость, а также все пути личности и общества, которые реализуются в конце дней. Это каббалистическая книга, в которой упорядочены исправленные миры, происшедшие в совершенстве. Ведь сказано, что от Творца изначально исходит совершенство, а затем мы исправляем миры и приходим к абсолютному совершенству, существующему в Высшем мире и исходящему из Бесконечности по принципу «конец действия в начальном замысле». А поскольку несовершенный от совершенного происходит не тотчас, а постепенно, и нет исчезновения в духовном – постольку остается всё существующим и изображенным во всем своем образе и подобии, в общем и частном, в науке Каббала.
Откройте эти книги, и вы найдете там все добрые пути жизни, которые раскроются в конце дней, и из этих книг получите хороший урок того, как и сегодня расставить по местам потребности, касающиеся дел этого мира. Есть возможность изучать историю прошлого, благодаря которой мы исправляем будущую историю.
Всё это я принимаю настолько сердцу, что не могу больше сдерживаться, и мною принято решение раскрыть из истории и из того, что я нашел в этих книгах, пути будущего исправления, решенного для нас. Я выйду к людям, трубя в этот рог, ибо, по моему мнению и понятию, достаточно будет собрать всех достойных чудесного свойства, чтобы они начали изучать и усваивать эти книги и склонили бы себя и весь мир к оправданию.
2. АБСОЛЮТНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ПОЛНОСТЬЮ ПОДЧИНИТЬСЯ ТВОРЦУ
Мы уже сказали, что природа обязывает человеческий род жить общественной жизнью, и это просто. Однако нам необходимо всмотреться в законы, которые, с этой точки зрения, природа обязала нас исполнять – в том, что касается общественной жизни. И если смотреть в целом, то нам следует выполнять в обществе лишь две заповеди, два закона, которые можно определить как «получение» и «отдача». То есть каждый обязан природой получать необходимое ему от общества, но также обязан отдавать посредством своей работы в пользу общества. Если же преступит один из двух этих законов, то будет безжалостно наказан, как уже говорилось.
Что до закона получения, то нам не требуется подробно его рассматривать, так как наказание приходит незамедлительно, а потому никакого пренебрежения им у нас не будет. Однако по второй заповеди – отдаче обществу, наказание не постигает нас немедленно. Мало того, наказание приходит к нам косвенно, поэтому эта заповедь, этот закон не соблюдается, как положено, и жарится человечество на огне в жутком котле, а меч и голод и порождения их не отступили от него и по сей день. И что удивительно: природа, как компетентный судья, наказывает нас, принимая во внимание наше развитие. Ведь мы видим, что чем больше развивается человечество, тем больше наши муки и страдания в поиске пропитания и средств к существованию.
Итак, перед вами экспериментальное научное обоснование того, что управлением Творца нам заповедано изо всех сил выполнять закон об отдаче другому с абсолютной точностью. Так, чтобы ни один из нас не преминул работать в таком объеме, который обеспечил бы обществу успех и счастье. А до тех пор, пока мы ленимся, не выполняя этого в полном объеме, не прекратит природа наказывать нас и мстить нам. И по ударам, которые претерпеваем в настоящем, должны мы сделать вывод о мече, обнаженном пред нашими глазами на будущее. Следует сделать из них верный вывод, дабы природа наконец-то победила нас, и все мы вместе в едином порыве обязались бы выполнять ее законы во всем требуемом от нас объеме.
Тем не менее, критик может возразить: ведь пока я всего лишь доказал, что нужно работать на людей, но откуда взять практическое доказательство того, что следует выполнять эту заповедь ради Творца? Однако об этом за нас позаботилась сама история, уготовив нашему взору исчерпывающий факт, которого довольно для полной оценки и несомненных выводов. Все видят такое государство, как Россия, с населением в сотни миллионов, в распоряжении которого земли, превышающие по площади всю Европу, и сырьевые ресурсы, которым почти нет равных во всем мире. Граждане его согласились уже жить коллективной жизнью и практически отменили всякую частную собственность, и у каждого нет иной заботы, кроме общественной пользы. Они, казалось бы, целиком приобрели доброе свойство отдачи ближнему в его полном смысле, насколько человеческий разум способен вообразить – но, вместе с тем, посмотрите, что с ними стало! Вместо того чтобы развиваться и возвышаться над буржуазными государствами, они опускались всё ниже и ниже – и теперь не то что неспособны дать работникам жизнь лучшую, чем у рабочих в буржуазных странах, но не могут обеспечить им даже хлеб насущный и прикрыть их наготу.
Этот факт действительно весьма нас удивляет. Ведь судя по богатству этой страны и количеству ее граждан, не должна она была, по человеческому разумению, дойти до такого. Но в одном согрешила эта нация, и Творец не простит ей этого, а именно: вся эта дорогая и возвышенная работа, т.е. отдача ближнему, которой они начали заниматься, должна быть ради Творца, а не ради человечества. А раз совершают они свою работу не ради Него, то нет у них права на существование, с позиции самой природы.
Но попробуйте вообразить себе, что каждый из этого общества трепетно выполнял бы заповедь Творца в той мере, в какой написано: «И возлюби Творца своего всем сердцем своим, всей душой, и всей силой» – и в этой же мере заботился бы о нуждах своего товарища и его желаниях – настолько, насколько заложено в человеке стремление выполнять собственные желания, как сказано: «Возлюби ближнего своего, как себя». При этом сам Творец был бы целью каждого работника во время его работы на счастье общества, т.е. работник ожидал бы, что посредством своей работы на общество он удостоится слиться с Творцом – с источником всей истины и блага, и всей прелести и нежности. Тогда, вне всякого сомнения, за считанные годы они превзошли бы по богатству все страны мира, ибо были бы способны использовать сырьевые ресурсы, находящиеся в их богатой земле, и действительно стали бы примером всем странам и назвались бы «благословленные Творцом».
Однако если вся работа по отдаче другому совершается лишь именем общества, то это непрочная основа. Ибо что и кто обяжет личность беспокоиться и трудиться во имя общества? Ведь никогда нельзя надеяться, что один сухой, безжизненный принцип, будет давать движущую силу – даже развитым людям, не говоря уж о не развитых.
Таким образом, возникает вопрос: откуда возьмет рабочий или крестьянин мотивацию, движущую силу, достаточную, чтобы подвигнуть его к работе (мотивация – целенаправленная сила, воздействующая и движущая всякое тело, отмеряя ему силу для работы, подобно топливу в машине)? Ведь размер насущного хлеба не изменит распределение сил, а никакой цели и награды перед ним не стоит. Ученым известно, что ни малейшего движения человек не совершит без движущей силы, т.е. не улучшив что-либо для самого себя. Например, если человек перекладывает руку со стула на стол, то это потому, что ему кажется, будто, положив руку на стол, он получит большее удовольствие. А если бы ему так не казалось, то оставил бы руку на стуле на всю жизнь, не сдвинув ее с места. Что уж говорить о б ольших хлопотах!
Если же вы скажете, что можно поставить над ними надсмотрщиков, чтобы наказывали каждого ленящегося и отбирали у него за это хлеб насущный, на это я спрошу: скажите, а сами надсмотрщики откуда возьмут мотивацию для своей работы? Ведь нахождение в специальном месте и наблюдение за людьми, с тем, чтобы заставлять их двигаться и трудиться, это тоже большие хлопоты – быть может, еще б ольшие, чем сама работа! Итак, это подобно желанию завести машину, не заправив ее топливом.
Поэтому установления их обречены на исчезновение самой природой, ибо закон природы накажет их, поскольку не приноравливают себя к выполнению ее веления: совершению действия отдачи ближнему как работы на Творца. Только выполняя ее, возможно прийти к конечной цели творения – слиянию с Ним, которое приходит к работнику в виде приятного, сладостного изобилия, усиливающегося настолько, чтобы возвысился, осознавая истинность Творца и развиваясь, – пока не удостоится того великого возвышения, на которое намекает фраза: «Око не увидит Всесильного, кроме Тебя».
Вообразите себе, что крестьянин и рабочий воочию ощутили бы эту цель во время работы на благо общества – тогда, конечно, не нуждались бы даже в надсмотрщиках, ведь у них уже была бы мотивация, которой полностью хватало бы для большого усилия – такого, что вознесло бы общество на вершину счастья. Конечно, такое понимание вещей требуется взрастить, причем правильным путем, однако очевидно, что иначе у них нет права на существование из-за упрямой природы, не знающей компромиссов. Вот что я хотел здесь доказать.
Итак, исходя из разумного осмысления опыта, на основании практической истории, слагающейся на наших глазах, я отчетливо доказал, что нет человечеству излечения никоим образом, кроме принятия на себя закона высшего управления, называемого «отдача ближнему для доставления радости Творцу», в размере, означенном двумя фразами.
Первая: «Возлюби ближнего своего, как себя» – представляет собой свойство самой работы, а именно: усилие для отдачи ближнему на благо общества должно быть не менее той величины, что заложена в человеке для заботы о собственных нуждах; и более того: необходимо заботиться о нуждах другого прежде, чем о своих.
Вторая фраза: «Возлюби Творца своего всем своим сердцем, всей душой, и всей силой» – формулирует цель, которая обязана находиться у каждого перед глазами, когда он работает на нужды своего товарища. Она предписывает ему действовать и трудиться только для того, чтобы снискать милость в глазах Творца – который повелел, а мы выполняем Его волю.
«Если захотите и послушаетесь – будете вкушать блага земли» – ибо не будет более на земле ни нищего, ни страдающего, ни эксплуатируемого, а счастье каждого неизмеримо возрастет. Но до тех пор, пока вы отказываетесь, не желая заключить союз о работе на Творца во всем вышеописанном размере, готова природа со своими законами мстить нам и не оставит нас в покое, пока не победит нас и мы не примем ее власти во всем, что она прикажет. И это то, что мы наглядно доказали.
Итак, я представил вам научное, практическое исследование, на основе логического анализа накопленного опыта, об абсолютной обязанности всех людей принять на себя работу Творца «всем своим сердцем, всей душой, и всей силой».
3. ПРИНЦИПЫ ОБЩЕСТВА БУДУЩЕГО
1. Основной принцип общества будущего основан на морали «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям».
2. Каждая мораль нуждается в обязывающем основании, а воспитание и общественное мнение – слишком слабая основа. И доказательство тому – Гитлер.
3. Поскольку всякая идейная победа обеспечена большинству и, разумеется, воплотить в жизнь принципы общества будущего может лишь большинство, то необходимо установить моральный уровень большинства на такую основу, которая бы обязывала и обеспечивала соблюдение этих непреходящих принципов. Идеи же, заложенной в человека от рождения, недостаточно, ибо ею обладает меньшинство, не имеющее веса у большей части общества.
4. Каббала, как методика постижения цели Творения, (всеобщего Закона мироздания) – единственная основа, которая станет надежным фактором, поднимающим уровень общества до морального правила: «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям».
5. В обществе будущего следует изменить принцип «мое – мое, а твое – твое», являющийся преступным, на принцип абсолютного альтруизма – «мое – твое и твое – твое». Когда же большинство примет этот закон на деле, настанет время перейти к правилу: «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям». А признаком к тому явится то обстоятельство, что каждый будет работать, как рабочий на сдельной работе. Таким образом, прежде чем большинство общества будет готово отдавать другому, не следует провозглашать власть альтруистических принципов.
6. Прежде чем общество достигнет такого морального уровня, нельзя национализировать имущество, поскольку у большинства, не имеющего надежной моральной основы, не будет энергии для работы.
7. Если личности нельзя эксплуатировать своего товарища, то почему одному народу можно эксплуатировать другие? И каково оправдание тому, что один народ будет получать от земли больше других? Таким образом, следует создать международное сообщество, основывающееся на законах альтруизма.
Ведь как существуют индивидуумы, благодаря прилежному труду, случаю или наследству от предков удостоившиеся большего имущества за счет нерасторопных, – так и в отношении народов. И почему тогда борьба за личность более важна, чем борьба за народ?
Другими словами, почему у одного народа есть больше прав на владение природными ресурсами земли, чем у других? Кто издал такой закон? Ведь они приобрели это мечами и копьями. И, кроме того, почему один народ эксплуатирует другой, если по отношению к личности это несправедливо?
Таким образом, мир на земле наступит лишь тогда, когда справедливость отмены собственности в отношении индивидуума будет признана и в отношении народа. Ведь если обладание и наследство не дает право на владение индивидууму, то почему оно должно давать такое право целому народу?
Как существует справедливый раздел между людьми, так он должен существовать и между народами. И сырьевые ресурсы, и средства производства, и накопленное имущества должны быть поделены поровну между всеми народами, не разделяя их на белых и черных, цивилизованных и нецивилизованных – так, как это принято между людьми одного народа. И ни в коем случае не следует делать различий между людьми, одним народом или всеми народами мира. А пока существует хоть какая-то разница, войны не прекратятся.
8. Весь мир – одна семья. Каббалистические принципы должны, в итоге, охватить весь мир, дав всем равный уровень жизни. Однако процесс этот постепенный. Каждый народ, большинство которого на практике примет на себя эти основы, т.е. уже будет воспитано в духе отдачи другому и будет иметь надежный источник мотивации, – тут же войдет в международное сообщество, основанное на альтруистических законах. У всех народов, вошедших в рамки этого сообщества, будет одинаковый уровень жизни - так, что излишки от богатого или прилежного народа будут улучшать уровень жизни народа отсталого или бедного природными ресурсами и средствами производства.
9. Экономическая и общественная форма – по мере соблюдения альтруистических принципов станет единой для всех народов. То есть, моральный уровень каждого народа должен прежде всего, обязывать его представителей к отдаче другим по закону: «возлюби ближнего своего, как себя», чтобы способный и удачливый не воспользовался общественными благами в большей степени, чем отсталый. В рамках общества будущего это должно стать единой для всех народов моралью, основанной на каббалистических принципах. Это не касается общественных устоев и обычаев, не связанных с экономикой, которые останутся у каждого свои и которые не следует специально менять. То есть помимо «возлюби ближнего своего, как самого себя», каждая нация может придерживаться своей собственной религии и традиции, и не следует им вмешиваться в дела друг друга.
10. Законы морали, единой для всего мира, таковы:
а) Работать на благо людей по мере своих возможностей, а в случае надобности – и сверх этого, пока не останется страдающих от голода и жажды во всем мире.
б) Являясь прилежным работником, тем не менее, не пользоваться обществом больше отстающего, чтобы у всех был единый уровень жизни.
в) Хоть религия и существует, следует все же ввести знаки почета, чтобы каждый, кто дает обществу больше другого, получал более почетный знак.
г) Всякий, кто не проявляет усердия в работе на благо общества, будет наказан по законам общества.
д) В соответствие с принципами морали каждый обязан стараться все больше поднимать уровень жизни мира, чтобы все, приходящие в этот мир, наслаждались своей жизнью, и чтобы жажда жизни у них возрастала все больше.
е) Сказанное справедливо и по отношению к духовности. Однако духовной работой должен заниматься не каждый, а лишь особые люди и по мере надобности.
ж) Будет существовать своего рода Высший суд, и всякий, кто пожелает отдать часть своих возможностей для жизни духовной, обязан получить разрешение этого суда.
11. Не следует исправлять мир в религиозных вопросах прежде, чем ему будет обеспечена экономическая исправность.
12. Из всех вышеописанных и прочих законов, в которые возникнет необходимость, следует составить подробную программу. Каждый, принимающий на себя исполнение альтруистических законов, должен поклясться, что будет исполнять их потому, что так указал Творец, или, по крайней мере, обязуется передать своим сыновьям, что таковы указания Творца.
Того же, кто говорит, что ему достаточно самой идеи, следует принять и испытать, правда ли это. И если правда – его можно принять. Тем не менее, он должен пообещать, что не будет внушать сыновьям иных принципов, а отдаст их на воспитание общества. И если он не пожелает ни того, ни другого, то его не следует принимать, так как он испортит своих товарищей, и прибыль для него обернется убытком.
13. Вначале следует создать малую организацию, в которой большая часть общества будет альтруистами в мере, описанной выше. То есть, они должны будут усердно работать, как на сдельной работе, даже по 10-12 часов и более, и каждый будет работать по своим силам, а получать – по потребностям.
В нее также должны войти все виды руководства государством, с тем, чтобы когда эта организация вместит в себя весь мир, и совершенно перестанет существовать власть «железной руки», ничего не нужно было бы менять – ни в работе, ни в руководстве. Эта организация должна стать своего рода центральной мировой точкой, вокруг которой соберутся народы и государства всего мира.
У всех, руководствующихся в жизни принципами альтруизма, будет единая программа и единое центральное руководство, и они будут действительно как один народ – и в прибылях, и в убытках, и в расходах.
14. Строжайше запрещается кому-либо из членов организации пользоваться каким-либо юридическим органом и иными структурами, существующими при силовом правлении. Все конфликты они должны разрешать между собой, т.е. между заинтересованными сторонами. А общественное мнение, порицающее эгоизм, осудит истца, использующего праведность своего товарища себе на пользу.
15. Альтруистическое общество, в итоге, совершенно отменит силовое правление, и каждый будет делать то, что видится ему верным. Этому не следует удивляться и сомневаться, ведь раньше так же не верили, что можно воспитывать детей объяснением, и признавали лишь палку. А сегодня почти все согласны, что нужно как можно меньше применять силу по отношению к детям. А ведь речь идет о детях, у которых нет силы терпения и рассудка. Так что, людям, имеющим разум и терпение и воспитанным на альтруизме, не нужно будет силовое правление. Ведь на самом деле нет ничего унизительней и оскорбительней для человека, чем быть подчиненным силовому правительству.
Даже суды будут не нужны. Если только произойдет нечто исключительное, и соседи не смогут подействовать на человека, вышедшего за рамки, тогда для него понадобятся профессиональные воспитатели, чтобы убедить дискуссией и разъяснением пользы общества и вернуть его обратно. Если же человек окажется упрямцем, которому все это не пойдет на пользу, то общество должно отстраниться от него, как от отверженного, пока вновь не начнет исполнять законы общества. А иначе он может испортить других.
Таким образом, после своего основания первая группа, придерживающаяся альтруистических законов, в которой найдется большинство, принявшее на себя исполнение этих законов на практике, немедленно должна будет принять на себя обязательство не подавать друг на друга в суд или в иные правительственные инстанции и силовые ведомства, а, как сказано выше, действовать лишь мягким разъяснением. И потому в это общество никого не должны принимать прежде, чем проверят: быть может, он еще слишком нечуток и не способен воспринять альтруистическое воспитание.
16. Факт, что евреи ненавистны большинству народов, которые хотят, чтобы их было всё меньше – и церковь этих народов, и их светская часть, и коммунисты. И нет способа бороться с этим, кроме как привнося истинную альтруистическую мораль в сердце народов.
17. Если б вы жили на острове с дикарями, которых не могли бы призвать к порядку посредством закона, иначе, чем путем внедрения моральных принципов, разве усомнились бы вы и оставили их, чтобы они уничтожили друг друга? Так же и с альтруизмом: все – дикари, и для них нет никакой иной возможности принять его, кроме как изучая методику каббалы. И кто же усомнится и оставит их на произвол судьбы, чтобы они уничтожили друг друга водородными бомбами?
18. Три основы есть у распространения принципа единения с Творцом:
а) удовлетворение страсти,
б) доказательства,
в) разъяснение.
а) Удовлетворение страсти: в любом человеке, даже в светском, есть неведомая искра, требующая единения с Творцом. Когда же она пробуждается на время, то пробуждает в человеке страсть познать Творца или отрицать Его, что, по сути, то же самое. То есть отрицание Творца происходит из той же самой искры, так как если бы не искра, не было бы у человека вовсе никакого отношения к Творцу, и он жил бы без всяких мыслей о Нем, как положительных, так и отрицательных. И если человек найдет того, кто удовлетворит эту его страсть, – он будет согласен на все. Еще следует добавить к этому вопрос о бессмертии души и вознаграждении в будущем мире, а также личное уважение и национальную гордость – чтобы человек прославлял свою нацию.
б) Доказательство: в том, что мир не сможет существовать иначе, тем более, в эпоху атомной бомбы.
в) Разъяснение: также может служить вместо доказательства, если оно искусное. Поэтому следует нанять людей, чтобы они распространили вышеописанные принципы в обществе. Для распространения и разъяснения следует вспомнить все страдания и нищету, и напасти, и войны, и вдов, и сирот, имеющихся в мире и желающих избавления. А исправление их – лишь в построении альтруистического общества. И тогда человеку не будет трудно посвятить этому всю свою жизнь, чтобы спасти их от истребления и страшных мук. Тем более, если это молодой человек, еще не притупивший свое сердце своими собственными потребностями, – он, конечно же, будет помогать этому всей своей силой и душой.
19. В силу наличия тяги к собственности ясно, что альтруистическое общество может сформироваться только после построения нового общества на эгоистических побуждениях, как было доказано всеми обществами, желавшими основать новое общество до марксизма. Однако сейчас, когда в трети стран мира уже заложены основы построения нового общества на эгоистических побуждениях, можно построить жизнеспособное альтруистическое общество на основе системы моральных принципов.
20. Важно ввести положение, согласно которому никто не будет требовать от общества удовлетворения своих потребностей, но будут избраны люди, которые исследуют, чего каждому недостает, и дадут ему это. Общественное мнение будет относиться к требующему чего-либо для себя как к невеже и негодяю – подобно сегодняшнему отношению к вору и грабителю. Поэтому мысли каждого будут устремлены лишь на отдачу другому, прежде чем ощутит свои потребности – по природе воспитания, придающего этому ценность.
Основа этого такова: мы видим, что по части потребления мы идентичны всему живому, и что источник всех самых презренных поступков в мире - в потреблении. И наоборот: мы видим, что все самые счастливые дела в мире происходят из свойства отдачи ближнему. Поэтому мы должны сократить и отвергнуть мысли о потреблении для самого себя и устремить свои помыслы лишь на отдачу ближнему – а это можно сделать способом, описанным выше. Но следует помнить, что если хочешь запрыгнуть на стол, то нужно подготовиться к прыжку гораздо выше стола – и тогда, в результате, запрыгнешь на стол. Если же пожелаешь подпрыгнуть только до уровня стола, то упадешь.
21. Нужно признаться, что новое общество, к которому стремятся из эгоистических побуждений – это этап на пути к справедливости, по принципу «из ло-лишма приходят к лишма». Однако я утверждаю, что уже пришло время второго этапа, т.е. альтруистического общества. Действительно, нужно ввести его в одной стране, для примера, и тогда его, конечно же, примут те, кто находяся на первом этапе. И очень важно поторопиться, ибо недостатки общества, построенного из эгоистических побуждений, и использование силы в нем отдаляют большинство цивилизованного мира от этой системы вообще. А потому нужно показать миру совершенное общество, основанное на каббалистических законах, и тогда его, несомненно, примет большая часть мировой цивилизации. И следует опасаться, как бы не успели империалисты упразднить зачатки альтруистического общества в мире; а если наш совершенный метод распространится в действии, то империалисты, разумеется, останутся королями без королевства.
22. Ясно, что стабильная и исправная общественная жизнь возможна, только если противоречия между членами общества будут разрешаться большинством. Отсюда нам становится ясно, что хороший строй в обществе возможен, только если большинство – хорошее. Таким образом, хорошее общество значит, что большинство в нем составляют хорошие, а плохое общество значит, что большинство в нем составляют плохие. Потому я и сказал выше, что не следует вводить альтруистические принципы, пока большая часть членов общества не имеет желания отдавать.
23. Никакая пропаганда не может силой обеспечить существование строя в будущих поколениях. Не поможет здесь ни воспитание, ни общественное мнение, которые естественным образом постепенно ослабляются. Ничего, кроме системы моральных принципов, для которых естественно все более усиливать свое влияние. Мы видим из опыта, что те народы, которые вначале приняли религию путем насилия и принуждения, в последующих поколениях придерживаются ее по желанию, и более того – жертвуют собой ради нее.
И следует понимать, что даже если отцы приняли принципы альтруистического общества, будучи идеалистами, еще нет никакой гарантии, что их дети продолжат после них этот строй. Излишне говорить, что если даже отцы приняли его под принуждением и насилием, как принято в эгоистическом обществе, то он не просуществует в течение поколений, а его победят и упразднят. Не следует навязывать насильственный строй на поколения, иначе как при помощи этического кодекса.
24. Сказанное мной о том, что не следует формировать новое общество, прежде чем возникнет альтруистическое большинство, не значит, что люди станут такими в силу идеи, по велению сердца, а означает, что будут выполнять это благодаря этическому кодексу в сочетании с общественным мнением. Но принуждение это просуществует поколения, так как законы морали – это главный принуждающий фактор.
25. Лгут те, кто утверждает, что идеализм есть человеческая природа или порождение воспитания. Он – прямое порождение религии, ибо пока религия не распространилась по миру в большой мере, весь мир был варварским, без малейшей врожденной нравственности. Однако после того как распространились работники Творца, стали их атеистические потомки идеалистами. Таким образом, человек является идеалистом лишь потому, что выполняет заповедь своих отцов, но заповедь «осиротевшую», т.е. без Заповедующего. Что же будет, если религия совершенно исчезнет из мира? Тогда все правители станут гитлерами, поскольку ничто не воспрепятствует их пути. Разница же между религиозным и идеалистом в том, что у идеалиста нет основания его действиям, ведь он не может никому убедительно объяснить, почему ставит справедливость во главу угла и кто к этому обязывает – быть может, это лишь от немощи, как сказал философ Ницше? У них нет никакого объяснения, поэтому и одолели их Сталин и Гитлер. Религиозный же будет непреклонно отвечать, что такова заповедь Творца, и пожертвует собой ради нее.
26. Альтруистическое общество противно человеческому духу, а потому наиболее благородный народ, народ Израиля, должен взять на себя обязанность быть примером всему миру. Причина в том, что мы пригодны для этого более, нежели другие народы; не потому что мы идеалистичнее их, а потому что мы страдали от деспотии более их всех. Поэтому мы больше всех народов готовы просить средство для истребления деспотии с лица земли.
Иудаизм должен дать народам нечто новое, и этого они ожидают от возвращения народа Израиля на свою землю. И дело не в иных науках, ибо в них мы никогда не вводили новшеств и всегда были учениками народов. Речь же идет о науке Каббала, о справедливости и о мире, ведь в этом большинство народов – наши ученики, и наука эта имеет отношение только к нам.
27. Наш народ в опасности, потому что прежде, чем стабилизируется экономика, разлетятся все по разным местам, ведь не каждый сможет выстоять и вытерпеть, имея возможность жить в достатке в других, богатых странах. Постепенно они разбегутся от страданий, а оставшихся будет так мало, что не будут достойны называться государством и растворятся среди арабов. Что уж говорить о киббуцах: весь их смысл основан на идеалах, которые постепенно естественным образом ослабеют в грядущих поколениях, поскольку идеал не передается по наследству, и нет сомнений, что они разрушатся прежде всего.
В случае же альтруистического общества идеал будет светить каждому и давать ему такое удовлетворение, что ради него он будет готов страдать. Люди также смогут владеть собой, временно понижать уровень жизни и много работать – столько, сколько понадобится, чтобы обеспечить стране стабильную экономику. Более того, репатриация из всех стран будет продолжаться, ведь повсеместные заботы и борьба за существование в других странах, даст им толчок к возвращению в свою страну, чтобы жить в покое и справедливости.
28. Если примет весь народ Израиля каббалистические законы, то станет возможным построить Храм и возвратить всю былую славу. И это, конечно, доказало бы всем народам, и даже арабам, правоту народа Израиля в его возвращении на свою землю – в отличие от сегодняшней светской репатриации, которая не производит на народы никакого впечатления. Нужно поспешить, а то, как бы они не продали независимость Израиля ради своих нужд, не говоря уж об отдаче Иерусалима.
29. Всякой практической методике требуется также новая идейная пища для размышления, т.е. философия. Что же касается нашего случая, то целостная, готовая философия уже есть, однако предназначена она только лидерам: это наука Каббала.
30. Свобода личности должна сохраняться до тех пор, пока она не вредит обществу, кроме тех случаев, когда кто-либо желает покинуть это общество и примкнуть к другому: его не следует удерживать ни в коем случае, даже если это вредит обществу. Но и это – таким образом, чтобы все общество не разрушилось.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Желание насладиться, заложенное в каждом творении, отличается по свойствам от Творца. Поэтому отделилась от Него душа, как отделяется орган от тела, ибо отличие свойств в духовном подобно разрубающему топору в материальном.
Отсюда ясно, что Творец желает от нас уподобления свойств, ведь тогда мы возвращаемся и сливаемся с Ним, как до нашего сотворения. Об этом и сказали наши мудрецы: «Слейся с Его свойствами: как Он милосерден, так и ты милосерден». То есть мы должны изменить свои свойства, суть которых – желание получать, и приобрести свойства Творца, т.е. только отдавать. Таким образом, всеми своими действиями мы будем лишь отдавать ближнему и приносить пользу, насколько сможем. Тем самым мы достигаем цели: слияния с Ним, т.е. подобия свойств. А все, что человек делает для собственных нужд по необходимости, т.е. в минимальном размере, нужном для существования – его и его семьи – не считается отличием свойств, ибо «насущное не осуждается и не восхваляется».
И это есть великое раскрытие, которое обнаружится во всем совершенстве лишь в дни Машиаха. И когда примут его, удостоимся совершенного избавления.
Я уже говорил о том, что есть два пути раскрытия совершенства: либо путь Каббалы, либо путь страданий. И потому Творец так все устроил: дал людям технологии, а они изобрели атомную и водородную бомбу. И если миру не ясна опасность всеобщего разрушения, которое они способны принести в мир, то пусть подождут третьей или четвертой мировой войны, когда бомбы сделают свое дело. У тех же, кто останется после разрушения, не будет иного выхода, как принять на себя эту работу «чтобы ни человек, ни народ не работали для себя более чем необходимо для их существования; все же прочие их дела будут на благо ближнего». И если все народы мира согласятся с этим, то прекратятся все войны в мире, ведь каждый человек будет печься вовсе не о собственной пользе, а о пользе ближнего.
Это учение об уподоблении свойств, и об этом сказано: «И будет в конце дней... и пойдут многие народы и скажут: идите, и поднимемся на гору Творца и научит Он нас путям Своим, и пойдем дорогами Его. И будет Он вершить суд между народами многими, и докажет племенам сильным до пределов далеких».
То есть Машиах научит их работе Творца по уподоблению свойств, и это – учение и установление Машиаха, и «доказательство племенам сильным»: он докажет им, что если не примут на себя работу Творца, то все народы будут истреблены в войнах.
Если же примут Его учение, то «...перекуют они мечи свои на орала, и копья свои – на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меч, и не будут они больше учиться войне». Таким образом, лучше идти путем Торы, приняв Его учение.
Если же нет – пойдем по пути страданий, и мир узнает войны с атомными и водородными бомбами. И тогда все народы мира будут искать выход – как избежать войн, и придут они к Машиаху в Иерусалим, и он обучит их этой науке.