То, что обычно остается за кадром
Чаще всего споры об авторах Баальбека сводятся к рассуждениям о возможности или невозможности работы с такими весами, которыми обладают блоки трилитона (добавляют, правда, еще так называемый Южный камень – блок, оставшийся в карьере Баальбека, но к нему мы вернемся позднее).
Сторонники официальной версии «тяни-толкай», убежденные, что все сделано примитивными ручными методами с помощью лишь самых нехитрых приспособлений, чаще всего приводят в качестве «доказательства» так называемый Гром-камень – гранитную скалу весом в тысячу тонн, на которой ныне стоит памятник Петру I в Санкт-Петербурге.
Рис. 65. Перевозка Гром-камня в присутствии Екатерины II (гравюра И.Ф.Шлея)
Сору нет – этот огромный монолит действительно смогли перевезти и установить на набережной Невы без каких-либо современных кранов. Однако в подобном «доказательстве» не учитывается целый ряд факторов.
Во-первых, технологии XVIII века все-таки во многом превосходили технологии времен Римской империи. Так, скажем, для перевозки Гром-камня пришлось изготовлять специальные уникальные салазки и шары из сверхпрочной бронзы, используя все технологические наработки, которые имелись к этому времени.
Во-вторых, Гром-камень не требовалось поднимать на высоту с десяток метров и ставить на каменную кладку.
В-третьих, Гром-камень не дорабатывался до прямоугольной формы и не состыковывался, как трилитоны, с великолепнейшей точностью с соседними блоками.
В-четвертых, операция по транспортировке Гром-камня заняла целых полтора года.
И главное, в-пятых, это была уникальная, «штучная» операция. А только трилитонов в Баальбеке уже три штуки. Трилитоны же уложены на целый ряд мегалитов в полтысячи тонн весом, которые так же тщательно состыкованы. Это уже совсем не похоже на «штучную» работу. И еще меньше становится на нее похожа, если пройтись по периметру храма Юпитера и внимательно присмотреться к его основанию со всех сторон…
Участник нашей экспедиции Мария Дудакова, архитектор по образованию и специальности, обратила внимание на камень, уложенный на том же самом уровне, что и блоки в полтысячи тонн (то есть на ряд ниже трилитонов), в основание северо-западного угла. Об этом камне не встречается упоминаний нигде в общедоступной литературе, и даже археологи обходят его молчанием. Между тем он весьма и весьма интересен. И прежде всего тем, что он… гораздо больше блоков трилитона, весящих тысячу тонн!..
Рис. 66. Угловой камень
Дело в том, что многих сбивает с толку разная форма внешней поверхности блока, которая на одной части сделана просто под наклоном к вертикали, а на другой – имеет косую ступеньку, своеобразный «откос». Из-за этой разницы формы исследователи, оперирующие лишь фотографиями принимают единый блок за два. Между тем это именно монолит. На снимке (см. Рис. 66) наш оператор Максим Ляменков показывает, где располагается реальный край углового блока. Легко увидеть, что в длину этот блок ничуть не меньше блоков трилитона. Между тем в толщину угловой блок заметно больше, чем трилитоны.
По мнению Марии Дудаковой, все параметры этого углового камня указывают на то, что укладка ряда из огромных блоков под трилитонами начиналась строителями именно с него…
Другая важная деталь, которая также почему-то никем из исследователей не выделяется, – то, что этот мегалитический ряд вовсе не заканчивается на западной стене. И если повернуть за угол и посмотреть на южную сторону платформы, то можно увидеть его продолжение из аналогичного размера громадных блоков (см. Рис. 21-ц). Сами эти гигантские блоки на южной стороне упоминаются в литературе, но нигде не указывается, что это именно продолжение ряда мегалитов западной стены.
Вполне возможно, что такая невнимательность является следствием разницы современных уровней грунта с западной и южной сторон храма Юпитера – с южной стороны основание под мегалитами просто не раскопано. И эта видимая разница между расположением мегалитов с разных сторон сбивает с толку исследователей, но не ускользнула от профессионального взгляда Марии Дудаковой.
В конце (на восточном краю) ряд мегалитических блоков южной стороны завершается хорошо обработанным блоком того же размера, но уложенным под прямым углом к платформе храма Юпитера (см. Рис. 67).
Рис. 67. Блок на юго-восточном углу подиума
Есть ли далее продолжение этого ряда, пока не ясно. Но оно вполне возможно. К сожалению, проверить это визуально ныне нельзя, поскольку уровень начинающегося тут Большого (Алтарного) двора располагается выше ряда мегалитических блоков. И если они там есть, то скрыты под грунтом.
Однако имеется косвенное свидетельство того, что мегалитический ряд под Алтарным двором все-таки имеет продолжение. На это указывают особенности лестницы, ведущей из Алтарного двора на платформу храма Юпитера.
Дело в том, что эта лестница не одинакова в разных своих частях. Если верхние уровни лестницы составлены из средних размеров блоков, то нижний уровень принципиально иной – здесь по целых тринадцать ступенек сделаны на трех гигантских блоках, лежащих рядом и состыкованных друг с другом с такой тщательностью, что стыки почти неразличимы на глаз.
Рис. 68. Лестница между Алтарным двором и платформой храма Юпитера
Размеры этих трех блоков, из которых сделан нижний ярус лестницы таков, что они вполне сопоставимы с… трилитонами на противоположной стороне храма Юпитера!..
Более того. Когда Мария Дудакова вычертила схему расположения мегалитических блоков, оказалось что уровень расположения блоков, образующих этот нижний ярус лестницы с восточной стороны храма Юпитера, отличается от уровня расположения трилитонов на западной стороне храма всего на семь сантиметров. Разница в семь сантиметров при длине храма Юпитера в сто метров уже ничтожна, но и она вполне может оказаться лишь следствием погрешности измерений!..
Все это приводит к заключению, что аналог трилитонов западной стены находился и на восточном крае платформы храма Юпитера. И, кстати, неизвестно, когда тут появились ступеньки. Их вполне могли высечь и римляне в ходе своей реконструкции комплекса. А до того тут вполне могла быть та же самая тройка трилитонов!..
Но трилитоны западной стены уложены на ряд мегалитов в полтонны весом. Таким образом вполне логично предположить, что и блоки нижнего яруса лестницы также уложены на ряд аналогичным мегалитов. Так ли это, могут показать лишь археологические раскопки, которые тут, увы, не проводились. Однако вполне возможно, что в ближайшее время такие исследования будут проведены. Ведь даже среди археологов начинает постепенно утверждаться версия, что платформа храма Юпитера имеет более древнее происхождение. По крайней мере эту идею продвигает уже ранее упоминавшийся немецкий археолог Даниэль Лохманн (Lohmann). И все движется к тому, что в ближайшие годы археологические исследования платформы будут возобновлены…
Рис. 69. Схема подиума храма Юпитера, общий и увеличенный вид с южной стороны (М.Дудакова)
Но оставим предположения на проверку в будущем и перейдем на северную сторону храма Юпитера. Здесь мы снова видим ряд огромных мегалитов, который заканчивается на северо-западном углу храма как раз упоминавшимся ранее «стартовым» камнем (который больше трилитонов). Правда, на северной стороне храма на ряд этих мегалитов не опирается никакая кладка. Между ними и стеной подиума оставлено пустое пространство, которое с противоположной, южной стороны храма ныне заложено (чем и кто заложил это пространство с южной стороны храма – неизвестно). В результате ряд мегалитов напоминает своеобразный забор, и между собой мы так и назвали его «мегазабором».
На северной стороны мы видим все тот же строительный принцип – гигантские мегалиты установлены на несколько рядов небольших блоков. При этом здесь поверхность мегалитов обработана существенно лучше, чем, скажем на западной или южной стороне, и это настолько усиливает сходство данной кладки с находящейся в тоннеле западной стены Храмовой горы, что никаких сомнений в их общем авторстве уже вообще не возникает. Кладка в Баальбеке и кладка в Иерусалиме выглядят как близнецы-братья (хотя правильней сказать – как близнецы-сестры)…
Рис. 70. Блоки «мегазабора» с северной стороны храма Юпитера
Итак, только наблюдаемых ныне в кладке платформы храма Юпитера громадных блоков оказывается более трех десятков штук. Еще десяток-полтора предположительно находятся под грунтом Алтарного двора…
Это уже вовсе не штучное производство, а массовое. Фактически производство мегалитических блоков у строителей было поставлено на поток. И так же на поток была поставлена столь тщательная обработка и установка, что и ныне зазоров между ними нет. Это вам не Гром-камень передвинуть с места на место. Подобное фактически «поточное» производство мегалитов уже никакими примитивными технологиями не объяснить!..