Айн Дара
Если в Пальмире нам так и не удалось обнаружить явных следов присутствия там древних богов, то гораздо больше повезло на северо-западе Сирии, где в 67 километрах от города Алеппо буквально в полутора десятках километров от границы с Турцией в казалось бы ничем непримечательной области находится археологический памятник под названием Айн Дара. Памятник располагается на явно искусственном холме из земли и камней, поднимающемся над равниной на высоту 30 метров.
В 1955 году на холме совершенно случайно была найдена скульптура льва (см. Рис. 23-ц), после чего здесь начались археологические исследования. В ходе раскопок 1976 года под руководством Али Абу-Ассафа на восточном краю холма был обнаружен храм довольно скромных размеров – всего примерно 30х20 метров. По характерным барельефам храм сразу же был отнесен к хеттам. Согласно наиболее распространенному мнению, храм был посвящен богине плодородия Астарте (она же – Иштар; она же – Инанна). Однако высказывается и версия, что храм был посвящен Баалу.
В ходе дальнейших раскопок Али Абу-Ассаф пришел к выводу, что храм создавался в три этапа: первая фаза – в период 1300-1000 гг. до н.э., вторая фаза – в период 1000-900 гг. до н.э., а третья фаза – в период 900-740 гг. до н. э.
Рис. 84. Храм в Айн Даре
В обычных путеводителях внимание туристов к Айн Даре привлекается упоминанием того, что в храме на полу вырезаны отпечатки человеческих ступней длинной около метра. Порой их даже называют отпечатками ступней бога, а известный фантазер Мулдашев счел их даже реальными отпечатками некоего гиганта. Между тем, даже не будучи антропологом, можно легко заметить, что с реальными отпечатками ступни эти «следы» не имеют ничего общего. Вдобавок, для существа подобного роста ступеньки храма совсем бы не подходили бы ни по высоте, ни по ширине, а сам храм показался бы просто жалкой конурой.
Археологи скорее всего сочтут это за рельеф, нанесенный здесь в неких «культовых целях». А мне это представляется больше похожим просто на результат работы какого-то древнего шутника. По крайней мере лет за пятнадцать до экспедиции в Сирию мне доводилось наблюдать подобные «отпечатки» ступней (правда, обычного человеческого размера) рядом с изображениями птиц и других животных на камнях в малопосещаемой укромной бухте под Судаком в Крыму, где явно так развлекался на отдыхе кто-то из местных жителей. Но там хоть отпечаток был прорисован существенно качественней…
Рис. 85. «Отпечатки ступней гиганта» в храме Айн Дары
Гораздо интересней в Айн Даре то, что археологи пропустили по невниманию или намеренно замолчали.
Во-первых, храм здесь выстроен из блоков черного базальта (пол из белого известняка). Между тем ближайшее месторождение базальта находится в 350 километрах отсюда!..
Возникает закономерный вопрос: какова была такая необходимость у хеттов, чтобы перемещать блоки по несколько тонн (а иногда и в десяток с лишним тонн – как весят, например, статуи львов) на такое расстояние в абсолютно ничем не примечательную местность?.. Здесь нет ни крупных городов, ни сколь-нибудь значимых древних поселений. Более того, ни в каких других местах хетты не занимались перетаскиванием подобных блоков на такие расстояния – везде они использовали местный строительный материал…
Однако гораздо более важным моментом является наличие на самом нижнем ярусе базальтовых блоков, которые составляют нечто вроде фундамента стен, следов машинных инструментов!..
Где-то это всего лишь небольшая полоска на ровной поверхности; где-то сразу несколько идущих под углом друг к другу рисок, а где-то великолепно отшлифованные (явно в ходе машинной распиловки) боковые грани блоков, которые ровностью своей боковой поверхности резко отличаются от блоков, расположенных выше. Таких следов мы нашли здесь не менее десятка.
Рис. 86. Надрез, оставленный машинным инструментом на блоке в Айн Даре
Но наиболее показательным оказался один блок с таким следом обрабатывающего инструмента на внешней боковой поверхности, вогнутая форма которого не оставляла никаких сомнений – тут использовалось что-то типа дисковой пилы. Дисковая же пила требует очень большой скорости вращения и высокой прочности инструмента, чтобы не только распиливать блок, но и оставлять после себя подобную тщательно отшлифованную поверхность.
Если ориентироваться на радиус оставленного закругления, тут использовалось либо что-то типа современной «болгарки», которую вели по дуге (как обычно проходит рука, сгибаемая в локте), но тогда не ясно, кто и как обеспечивал необходимую силу давления на инструмент (человек на подобное не способен). Либо здесь мы имеем дело со следом, оставленном стационарной дисковой пилой, но тогда у нее получается радиус порядка метра или даже более. Это – достаточно «ходовой» размер дисковых пил на современных камнеобрабатывающих комбинатах. Однако на комбинатах используются прочные стальные диски с алмазными насадками, и при таком размере диски имеют толщину никак не меньше сантиметра. Толщина же рисок, оставленных на твердых базальтовых блоках в Айн Даре, всего в миллиметр, максимум полтора. Это требует очень прочного материала инструмента, выходящего за рамки даже современных возможностей!..
Рис. 87. След дисковой пилы в Айн Даре
Нужно ли говорить, что подобные следы никак не могли оставить хетты с их самыми простейшими инструментами и технологиями?..
Хетты явно лишь восстанавливали (переделывая на свой вкус) из руин какое-то гораздо более древнее сооружение, созданное тут высоко развитой в техническом отношении цивилизацией – то есть цивилизацией древних богов. Место, естественно, было для хеттов священным. Потому они и сделали тут свой храм, украсив его привычными для себя барельефами. А материал хетты вовсе не тащили за три с половиной сотни километров – он так тут и был со времен цивилизации древних богов, для которых подобные расстояния уже не составляли никаких проблем…