Содержание материала

Ковчег Завета

Пожалуй, самым сложным (и самым загадочным) объектом, который надо было изготовить, был Ковчег Завета. Вот какие инструкции дает Яхве Моисею по его изготовлению:

«Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя; и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец [витый]; и вылей для него четыре кольца золотых и утверди на четырех нижних углах его: два кольца на одной стороне его, два кольца на другой стороне его.

Сделай из дерева ситтим шесты и обложи их [чистым] золотом; и вложи шесты в кольца, по сторонам ковчега, чтобы посредством их носить ковчег; в кольцах ковчега должны быть шесты и не должны отниматься от него…

Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя; и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов.

И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе; там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым» (Исход, глава 25)

 

Рис. 192. Макет Ковчега Завета на съемках фильма «Индиана Джонс»

 

Эта же глава Ветхого Завета содержит одну важную, но не до конца четкую фразу:

«Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе» (Исход, глава 25).

Судя по контексту, эта фраза точно относится к Скинии и некоторым предметам из ее утвари. Однако из текста не ясно, относится ли эта фраза в том числе и к Ковчегу Завета. Но если относится и если воспринимать фразу дословно, то получается, что Ковчег Завета был вовсе не один!.. Их было как минимум два!.. Один, известный нам, был изготовлен мастерами Веселилом и Аголиавом, а другой уже имелся на тот момент у самого Яхве.

С одной стороны, это представляется вполне возможным. Ведь если Ковчег выполнял среди прочих функцию связи между Моисеем и Яхве («Я буду говорить с тобой над крышкою»), то наличие второго Ковчега даже необходимо, поскольку на другом конце связи тоже должен был иметься какой-то аппарат.

Но с другой стороны, речь в данном отрывке Ветхого Завета идет не только о Ковчеге Завета, но и о жертвенном столе и другой церковной утвари, а также о Скинии, которая представляла собой весьма немаленькую конструкцию. Сомнительно, чтобы все это стояло в качестве «образцов» на горе Синай во время общения Бога с Моисеем.

Однако и фраза «образец, какой показан» не обязательно должна восприниматься дословно. Моисею мог быть показан какой-то макет, чертежи или схематическое изображение. Или, например, продемонстрирован 3D-фильм. Почему бы и нет?.. Уровень технологий, который демонстрирует Ковчег Завета со своими свойствами, вполне это допускает. А эти свойства показывают, что Ковчег не был ни просто «коробкой» для переноса каменных табличек с надписями, ни даже обычным средством связи с Богом. Его функции были существенно более сложными.

Скажем, впоследствии Иисус Навин использует возможности Ковчега для того, что остановить воду реки Иордан и перевести свое войско на другой берег (подробнее этот эпизод мы рассмотрим позднее).

 

Рис. 193. Ковчег останавливает воды Иордана

 

Если взглянуть на данные события с точки зрения физики и учесть, что вода в реке течет вследствие действия гравитации, то следует сделать вывод, что Ковчег Завета мог воздействовать на гравитацию. Говоря другими словами, мог проявлять антигравитационные свойства. О том, что у него такие «способности» действительно были, указывают и другие эпизоды из Ветхого Завета.

Так, скажем, указывается, что Ковчег «сам нес тех, кто нес его». Иными словами, несмотря на то, что Ковчег должен был быть очень тяжелым, он не только не обременял носильщиков, но еще и облегчал их собственное передвижение. В другом источнике говорится, что во время скитаний по пустыне «ковчег подавал знак сниматься со стоянки, взмывая вверх и затем стремительно удаляясь от стана на расстояние в три дня пути».

Вообще, Ковчег Завета был весьма своенравным устройством – он сам выбирал путь, по которому желал следовать. Если же перейти на технический язык, то Ковчег имел какое-то внешнее управление, с помощью которого некто (Яхве или «ангелы») извне управлял его перемещениями.

«Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!» (Числа, глава 10).

Судя по всему, евреи не имели возможности просто так носить Ковчег, как им вздумается. В начале и конце движения Моисей должен был связываться с неким «оператором», который и управлял передвижением Ковчега, попутно и определяя места остановки…

Ковчег Завета был задействован также для обрушения стен Иерихона (см. далее). Какой именно вид воздействия был при этом использован, определить, увы, невозможно. Но то, что мощность Ковчега была весьма немалой, подчеркивает отрывок из Талмуда, согласно которому по пути следования Ковчега Завета «холмы сравнивались с землей». По сравнению с этим обрушение стен Иерихона – просто «мелочь»…

Разрушительная мощь Ковчега Завета периодически использовалась евреями против своих врагов. Ковчег иногда (отнюдь не всегда!) сопровождал их войско в битвах и помогал им побеждать. Правда, библейские тексты не указывают, каким именно образом им помогал Ковчег, как во время битвы проявлялось его воздействие, и проявлялось ли оно вообще. В этом случае не исключено, что порой Ковчег выполнял просто роль обычного флага или штандарта, укрепляя моральный дух израильского войска.

 

Рис. 194. Ковчег помогал евреям в сражениях

 

Но Ковчег поражал не только врагов евреев. Он поражал и самих евреев, что делает его еще больше похожим на некий «бездушный» аппарат, обычное техническое устройство. Так, например, инстинктивно пытавшийся поддержать наклонившийся Ковчег и случайно коснувшийся его Оза, мгновенно погибает – возможно, вследствие какого-то мощного электрического разряда.

«Оза простер руку свою, чтобы придержать ковчег, ибо волы наклонили его. Но Господь разгневался на Озу, и поразил его за то, что он простер руку свою к ковчегу; и он умер тут же пред лицем Божиим» (Первая книга Паралипоменон, глава 13).

Оза хотел сделать «добро» – предотвратить падение Ковчега, но Бог почему-то якобы разгневался на него за это. Так на самом деле поступает обычный механизм, для которого нет понятий «добро и зло», «свой и чужой». Электрическая розетка тоже бьет током всех попало вне зависимости от того, кто и с какой целью в нее залез…

Такая способность поражать «своих», естественно, не очень-то нравилась тем, кто переносил Ковчег Завета. Они вовсе не вели себя так, будто гордились честью переносить Ковчег, – как можно было бы ожидать, если бы он был всего лишь символом их Бога, и порой даже старались пренебречь своими обязанностями – каждый из них пытался устроить так, чтобы переложить на других перенос опасного Ковчега.

Переносить же Ковчег должны были только левиты – представители рода Леви, что изначально было определено самим Яхве. Луи Гинзберг писал:

«Самыми известными из левитов были сыны Каафа, которым во время переходов по пустыне поручали ковчег. Это опасное поручение, ибо из вставленных в него шестов сыпались искры, которые поражали врагов Израиля, но время от времени этот огонь сеял панику среди носильщиков ковчега».

 

Рис. 195. Оза погибает, прикоснувшись к Ковчегу Завета

 

И паника эта была небезосновательна. Ковчег таил в себе весьма серьезную опасность, о которой сам Яхве вынужден был предупредить Аарона после того, как два его сына погибли, подойдя к Ковчегу Завета с «неправильно» зажженным огнем.

«И говорил Господь Моисею по смерти двух сынов Аароновых, когда они, приступив [с чуждым огнем] пред лице Господне, умерли, и сказал Господь Моисею: скажи Аарону, брату твоему, чтоб он не во всякое время входил во святилище за завесу пред крышку [очистилище], что на ковчеге [откровения], дабы ему не умереть, ибо над крышкою Я буду являться в облаке» (Левит, глава 16).

По тем же причинам требовалось соблюдать специальную процедуру, когда необходимо было перемещать Ковчег Завета с места на место. Подробные инструкции по этому поводу были даны также самим Яхве.

«Когда стану надобно подняться в путь, Аарон и сыны его войдут, и снимут завесу закрывающую, и покроют ею ковчег откровения; и положат на нее покров из кож синего цвета, и сверх его накинут покрывало все из голубой шерсти, и вложат шесты его... Тогда сыны Каафа подойдут, чтобы нести; но не должны они касаться святилища, чтобы не умереть. (Числа, глава 4).

Опасность была настолько велика, что на стоянках Ковчег Завета находился в специально отведенном месте Скинии, отделенном от остального помещения той самой «завесой закрывающей» (парохет), которой покрывался Ковчег при переноске. Она была изготовлена из «голубой, пурпурной и червленой шерсти и крученого виссона...». Необычным для подобной принадлежности было полное отсутствие золота при явной тяге Яхве и евреев к драгметаллам. Не было его и на упомянутом «покрове из кож синего цвета» и «покрывале из голубой шерсти». Иными словами, прежде чем переносить Ковчег, его аккуратно обертывали несколькими слоями изолирующих материалов. Собственно, и длинные шесты из дерева, на которых левиты переносили Ковчег, также выполняли роль изоляторов.

Все это нередко используется для обоснования версии, согласно которой внутри Ковчега Завета находился источник электрической энергии. На первый взгляд вроде бы похоже – и искры летят, и прикасаться нельзя, и изоляторы нужны.

Но почему нужно говорить именно об электричестве?.. Разве в природе не может быть других видов энергии, использование которой сопровождалось бы «искрами» и требовало изолирующих материалов?.. Если мы еще не знаем этих видов энергии, это не значит, что их нет вовсе…

 

Рис. 196. Деревянные шесты позволяли перемещать Ковчег, не прикасаясь к нему

 

Все перечисленные свойства позволяют сделать вывод, что Ковчег Завета был многофункциональным техническим устройством. Но в таком случае возникает закономерный вопрос – а могли ли изготовить подобное сложное устройство некие мастера из числа евреев?..

Текст Ветхого Завета утверждает, что для изготовления Ковчега (и прочих необходимых предметов) Яхве снабдил мастеров Веселеила и Аголиава «мудростью, разумением, ведением и всяким искусством». Но можно ли было (оставаясь в рамках версии естественных богов – представителей высоко развитой цивилизации) в кратчайшее время обучить «говорящих мартышек» (пусть и весьма смышленных) создавать столь сложную технику?.. Думается, вряд ли. И дело даже не просто в общем уровне необходимых знаний, ведь тут одной теории мало – для создания работающего устройства нужна серьезная специализированная практика, а ее даже у самых выдающихся мастеров-евреев просто быть не могло, да и взяться ей неоткуда было.

Можно, конечно, предположить, что пока Моисей получал многочисленные инструкции от Яхве на горе Синай, некие «ангелы»-помощники в каком-то другом месте в это время натаскивали Веселеила и Аголиава, добиваясь от них доведенных до автоматизма действий и манипуляций с совершенно незнакомыми им частями неизвестного механизма. Однако слишком сомнительно, чтобы изготовление столь сложного устройства, которое, вдобавок, должно было далее сыграть очень важную роль в исполнении плана Яхве, боги-помощники и сам Яхве доверили бы каким-то «говорящим мартышкам». Да и способ этот далеко не самый простой.

Гораздо более простым и логичным представляется иной путь решения. Задачей Веселеила и Аголиава было только создание «коробки» – внешнего кожуха устройства. С этим-то они вполне могли справиться.

Моисей же лишь уложил в эту «коробку» некоторые составные части будущего устройства – полученные от Яхве «скрижали». Возможно, туда же Моисей вложил свой «посох»-«жезл» или его функциональные части (ведь в дальнейшем больше нигде не упоминается использование им функциональных возможностей «посоха»). Также возможно, что Моисей уложил в «коробку» и то «божественное оружие», которое он с Аароном забрал у Рамзеса II и которое, возможно, еще не отдавал до сих пор Яхве.

 

Рис. 197. После горы Синай Моисей не использует возможности «посоха»

 

Затем, как следует из первоисточников, Ковчег (то есть «коробка» с вложенными в нее предметами) был помещен в Святые Святых Скинии за специальную плотную завесу. После этого (и тут мы забегаем немного вперед):

«…покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию». (Исход, глава 40).

Переводя это на обычный язык, получаем, что в Святая Святых в это время находился либо Яхве, либо кто-то из его богов-помощников. Вот они-то уже, обладая необходимыми знаниями и навыками, вполне могли собрать внутри изготовленной Веселеилом и Аголиавом «коробки» то самое сложное устройство, которое и обеспечило необходимый им функционал Ковчега Завета. Для сборки этого устройства они могли использовать не только те составные детали и узлы, которые положил в «коробку» Моисей, но и дополнительно принесенные ими – в частности, как что-то из того, что сторожил Мельхиседек на горе Мориа в Иерусалиме, так и что-то, что обнаружил Авраам в пещере Махпела.

Собрать, протестировать и отладить это устройство они могли совершенно спокойно – ведь в это время в Святая Святых Скинии не мог заходить даже Моисей. Да и в дальнейшем никто не имел право открывать Ковчег – даже Моисей, который лишь общался с Яхве над (!) крышкою Ковчега.

«Работать» же Ковчег Завета начал как раз лишь после этого периода нахождения внутри Святая Святых Скинии, заполненной «славой Господней». Ведь только после этого появляются первые упоминания чудесных свойств Ковчега…