Содержание материала

«Запуск» Скинии

Теперь уже можно было приступать непосредственно к тому, ради чего столько времени евреи трудились над созданием Скинии и всех предметов ее оснащения и ради чего они столько времени все еще оставались близ горы Синай. Все эти приготовления, как следует из текста первоисточников, нужны были Яхве для организации регулярных, поставленных на поток жертвоприношений, в ходе которых евреи поставляли необходимую ему «жизненную энергию» многочисленных жертв.

Кстати, вполне логичным в этой связи выглядит и выбор Яхве «богоизбранного народа» из числа не земледельцев, а скотоводов. Помимо мобильности и отсутствия привязанности к конкретному региону, скотоводы имели в данном случае еще и то преимущество, что для них резать животных было гораздо более привычным, практически повседневным занятием. И вполне может быть, что совсем не случайно евреи, даже осев в земледельческом Египте на весьма длительное время, продолжали вести жизнь скотоводов, несмотря на весьма негативное отношение египтян к «пастухам».

И вот теперь пришло время задействовать привычное для них «ремесло» в интересах Яхве – евреи должны были резать, резать и резать животных, принося постоянные жертвы…

Параллельно, как уже говорилось ранее, в Святая Святых Скинии «мастера-наладчики» из числа «ангелов» (богов-помощников Яхве) проводили монтаж, настройку и отладку «технической начинки» Ковчега Завета, а заодно и производили его «подзарядку» за счет той самой «жизненной энергии», которую поставляли евреи своими жертвоприношениями (ведь без источника энергии никакой механизм работать не в состоянии).

«В тот день, когда поставлена была скиния, облако покрыло скинию откровения, и с вечера над скиниею как бы огонь виден был до самого утра. Так было и всегда: облако покрывало ее [днем] и подобие огня ночью» (Числа, глава 9).

 

Рис. 218. Скиния днем в представлении художника

 

Евреи же могли видеть только «внешний антураж» всего этого процесса, что и запечатлелось в первоисточниках. Хотя иногда (видимо, чтобы публика совсем уж не заскучала) Яхве устраивал для них очередное эффектное шоу.

«В восьмой день призвал Моисей Аарона и сынов его и старейшин Израилевых и сказал Аарону: возьми себе из волов тельца в жертву за грех и овна во всесожжение, обоих без порока, и представь пред лице Господне; и сынам Израилевым скажи: возьмите козла в жертву за грех, [и овна,] и тельца, и агнца, однолетних, без порока, во всесожжение, и вола и овна в жертву мирную, чтобы совершить жертвоприношение пред лицем Господним, и приношение хлебное, смешанное с елеем, ибо сегодня Господь явится вам. И принесли то, что приказал Моисей, пред скинию собрания, и пришло все общество и стало пред лицем Господним.

И сказал Моисей: вот что повелел Господь сделать, и явится вам слава Господня. И сказал Моисей Аарону: приступи к жертвеннику и соверши жертву твою о грехе и всесожжение твое, и очисти себя и народ, и сделай приношение от народа, и очисти их, как повелел Господь.

И приступил Аарон к жертвеннику и заколол тельца, который за него, в жертву за грех: сыны Аарона поднесли ему кровь, и он омочил перст свой в крови и возложил на роги жертвенника, а остальную кровь вылил к подножию жертвенника, а тук и почки и сальник на печени от жертвы за грех сжег на жертвеннике, как повелел Господь Моисею; мясо же и кожу сжег на огне вне стана. И заколол всесожжение, и сыны Аарона поднесли ему кровь; он покропил ею на жертвенник со всех сторон; и принесли ему всесожжение в кусках и голову, и он сжег на жертвеннике, а внутренности и ноги омыл и сжег со всесожжением на жертвеннике. И принес приношение от народа, и взял от народа козла за грех, и заколол его, и принес его в жертву за грех, как и прежнего. И принес всесожжение и совершил его по уставу. И принес приношение хлебное, и наполнил им руки свои, и сжег на жертвеннике сверх утреннего всесожжения. И заколол вола и овна, которые от народа, в жертву мирную; и сыны Аарона поднесли ему кровь, и он покропил ею на жертвенник со всех сторон; поднесли и тук из вола, и из овна курдюк, и [тук] покрывающий [внутренности], почки и сальник на печени, и положили тук на грудь, и он сжег тук на жертвеннике; грудь же и правое плечо принес Аарон, потрясая пред лицем Господним, как повелел Моисей. И поднял Аарон руки свои, обратившись к народу, и благословил его, и сошел, совершив жертву за грех, всесожжение и жертву мирную.

И вошли Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ. И явилась слава Господня всему народу: и вышел огонь от Господа и сжег на жертвеннике всесожжение и тук; и видел весь народ, и воскликнул от радости, и пал на лице свое» (Левит, глава 9).

 

Рис. 219. Скиния ночью

 

«Мастерам-наладчикам» Ковчега Завета пришлось, судя по всему, немало повозиться с этим сложным агрегатом, поскольку стоянка затянулась – рутинная жизнь евреев с регулярными жертвоприношениями продолжалась на одном месте более полутора месяцев. К сожалению, не обошлось и без происшествий – погибли двое сыновей Аарона. Ветхий Завет сообщает об этом весьма скупо.

«Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним» (Левит, глава 10).

«Прегрешение» Надава и Авиуда выглядит очень странным – нигде в первоисточниках нет ни слова о том, чтобы Яхве как-то регламентировал, какой огонь ему «чуждый», а какой «свой». Правда, чуть далее сообщения о гибели Надава и Авиуда идут строки, которые немного проясняют ситуацию.

«И сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, [или приступаете к жертвеннику,] чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого…» (Левит, глава 10).

И можно предположить следующее. Надав и Авиуд, хлебнув лишнего из числа горячительных напитков, заявились в Скинию очень не вовремя – когда там вовсю трудились «мастера-наладчики» Ковчега. Возможно, Надав и Авиуд даже попытались заглянуть за занавесу в Святая Святых и тем нарушили запрет на посещение этой зоны Скинии – когда сильно выпивши, чего только не случается захотеть нарушить. В результате своей пьяной «шалости» они «попали под раздачу» – ведь у них не светились лица, как у Моисея, и на них не звенели колокольчики, как на Аароне, и «ангелы» (или даже сам Яхве), трудившиеся в это время над Ковчегом Завета, не долго думая, убили нетрезвых нарушителей запрета.

На то, что дело могло обстоять именно таким образом, косвенно указывает и то обстоятельство, что ни Моисей, ни даже Аарон не стали поднимать никакого шума, а наоборот – постарались все максимально утаить. Тела погибших (судя по всему, тайно) были вынесены за пределы стана. Оставшимся в живых сыновьям Аарона было запрещено не только устраивать публичный траур по погибшим, но и вообще какое-то время покидать пределы Скинии. А на самого Аарона со стороны Яхве было возложено требование принести искупительные жертвы и провести обряд очищения пределов Скинии – то есть вина за гибель сыновей Аарона была возложена не на того, кто убил, а на самого Аарона и его сыновей…

 

Рис. 220. Гибель Надава и Авиуда

 

Пока евреи вынуждены были находиться на одном месте, Яхве (возможно, чтобы не терять уж времени даром) довел до них через Моисея целый ряд дополнительных законов их жизни в дальнейшем. Этими законами он провел упорядочение социальной жизни евреев, в регламентацию которой до тех пор практически не вмешивался (если не считать общих заповедей). Для нашего анализа эти законы не представляют интереса, а посему мы не будем на них останавливаться.

Но попутно в это же время был введен запрет на какие-либо жертвоприношения вне Скинии, и отныне все жертвы евреи должны были приносить только в ней – это в значительной степени упорядочивало необходимый Яхве поток «жизненной энергии».

Заодно было проведено и нечто типа «переписи населения» – было «исчислено все общество». При этом особое внимание уделялось исчислению тех, кто был «годен для войны». Это было уже нужно для планировавшегося завоевания «Земли Обетованной».

В общем, и это время Яхве предпочел не терять, а использовать для подготовки евреев к воплощению в жизнь своего плана…

Наконец, по прошествии полусотни дней (в ходе которых, судя по всему, были завершены работы по наладке Ковчега Завета), была отдана команда покинуть место столь затянувшейся стоянки у горы Синай.

«Во второй год, во второй месяц, в двадцатый день месяца поднялось облако от скинии откровения; и отправились сыны Израилевы по станам своим из пустыни Синайской… И отправились они от горы Господней на три дня пути, и ковчег завета Господня шел пред ними три дня пути, чтоб усмотреть им место, где остановиться» (Числа, глава 10).

Ковчег Завета, как видно из этих строк, уже функционировал…