Итак, перед человеком стоят два пути:
1) работать ради отдачи;
2) работать ради получения.
Есть части в теле человека, которые говорят ему: "Неужели ты больше преуспеешь в жизни, если будешь работать с намерением отдавать? Неужели только в этом случае ты получишь наслаждение?" Сказано: "Если делаешь так - счастлив ты в этом мире, хорошо тебе в мире грядущем". И это - утверждение доброго начала в человеке.
Утверждение злого начала - как раз наоборот: лучше и выгоднее работать с намерением получать. И вот тогда только сила, которая называется "действие верой выше разума", склоняет человека к правильному решению, а не разум и не чувства. Поэтому "действие" называется "верой выше разума и здравого смысла". Выходит, что вера - это сила, обратная разуму.
Действие "купи" - это действие внутри разума, т.е. согласно разуму. Как и в нашей жизни, когда человек хочет что-либо купить: продавец предлагает ему товар, а он стоит перед выбором - стоит ли покупать по той цене, что у него просят. Если не видит выгоды - не покупает. Выходит, что "купи" подразумевает использование разума.
А сейчас разберём понятия "рав" и "товарищ". Иногда под товарищами подразумевают группу, вместе с которой хотят быть в единой связке. Это может быть благодаря совпадению по свойствам, когда каждый заботится о ближнем, т.е. отношения построены на основе любви к ближнему. Получается, что таким путём объединяются, становятся как одно целое.
Поэтому, когда образуется некое общество, ставящее своей целью создание единой группы, тогда люди, которым захотелось основать такую группу, ищут обычно людей, подобных себе по убеждениям и по свойствам. И они должны ощущать, более или менее, близость по духу. Тех же, кто не подходит под это, не принимают в создаваемую группу.
После этого в группе начинается работа. Но если с самого начала, т.е. ещё до того, как объединиться в одну группу, не ставили они единой целью такое объединение, то не стоит и надеяться, что получится что-нибудь из всего этого. И если до того, как они стали группой, можно было различить, что у них есть, более или менее, одно стремление, тогда можно сказать, что они способны начать работу в группе над любовью к ближнему.
Между человеком и Творцом
Между человеком и Творцом порядок работы таков, что сначала надо "сделать себе Рава", а потом уже "купить себе Товарища", т. е. сначала человек должен поверить выше разума, что Творец - он Рав (т.е. большой, превосходящий собственное я человека). Как написано в предисловии к книге "Зоар", что "самое главное - это страх перед Творцом, и означает он, что человек должен трепетать перед своим Создателем, потому как Он велик и властвует над всем".
И в той мере, в которой он верит в величие Творца, называемого в таком случае Равом, в той же мере есть у него силы для действия "купи", т.е. купить путём отказа от собственного эгоизма, единение по свойствам с Творцом, называемое также слиянием с Ним, и тогда Творец называется Товарищ - "Хавер", поскольку есть тогда объединение - "хибур" с Творцом ("хавер" и "хибур" - однокоренные слова). К примеру, когда покупают в нашем мире разные вещи, то обязаны заплатить за них деньгами или почётом, или просто приложить усилия, чтобы достичь чего-либо. Так же когда человек хочет приобрести слияние с Творцом, он обязан заплатить отказом от эгоизма, так как иначе не прийти ему к совпадению по свойствам с Творцом.
В то же время, когда человек видит, что не способен на такой отказ ради достижения единения с Творцом, то он должен понимать, что это не из-за того, что он родился слабохарактерным и потому не способен преодолеть собственный эгоизм, но недостаток его в "Сделай себе Рава", т.е. в том, что он не работает над верой. Так как только в той мере, насколько он верит в важность и величие Творца, в той мере есть у него силы оказаться от эгоизма.
И более того, человек должен знать, что если он хочет оценить величину собственной веры, то он может увидеть это по той степени ограничений на использование своего эгоизма, на которую он способен пойти. Тогда он узнает, насколько находится в работе "выше разума", и это верно между человеком и Творцом.
Между человеком и его ближним
А между человеком и его ближним, т.е. товарищами по группе, надо сказать сначала "купи" себе товарища, а уж потом "сделай" себе рава. Потому что в то время, когда человек ищет себе товарища, он должен проверить его сначала, действительно ли стоит объединиться с ним. Как мы видим из установленной для нас специальной молитвы, связанной с товарищем, которую мы говорим в молитве "да будет желание": "Отдали нас, Творец, от плохого человека и от плохого друга". Выходит из этого, что возложено на человека ещё до того как он принимает другого себе в товарищи, проверить его со всех сторон, а для этого необходимо воспользоваться своим разумом, поэтому не сказано "сделай себе товарища", так как "сделай" подразумевает действие выше разума. Следовательно, в отношениях с ближним в группе человек должен использовать своим разум и предварительно проверить, насколько это возможно, подходит ли ему его товарищ по взглядам и по свойствам, чтобы знать, сблизиться ли ему с ним или отдалиться от него, о чём мы и молимся каждый день: "и отдали нас от плохого человека и от плохого друга".
И тогда, если он видит, что стоит объединиться с ним, то он должен заплатить за это, т.е. отказаться от эгоизма и получить взамен этого силу любви к ближнему. И тогда он сможет надеяться достичь также любви к Творцу.
А после того, как он объединился с группой людей, которые стремятся достичь состояния любви к Творцу, и хочет приобрести от них силу для работы с намерением отдавать, и хочет восхищаться тем, что они говорят о необходимости достижения любви к Творцу, тогда он должен возвышать каждого члена группы, считать его больше самого себя. Как написано про это в книге "Матан Тора", что "тогда человек не ценит группу в той степени, чтобы прислушаться к её мнению, когда не считает, что эта группа - выше его". Поэтому каждый должен чувствовать себя, что он меньше всех, так как больший не может получить от меньшего. Как написано: "Восхищаться Его величием" - только меньший может восхищаться большим.
Получается, что на втором этапе, т.е. когда каждый должен научиться чему-либо от другого, тогда входит в силу правило - сделай себе рава, для того, чтобы суметь сказать, что его товарищ выше его, а для этого он должен использовать "действие", поскольку только выше разума он может сказать, что его товарищ находится на более высокой ступени.
Поэтому между человеком и его ближним в группе порядок таков: сначала он должен выполнить "купи себе товарища", а потом уже "сделай себе рава".
Между человеком и остальными людьми
Также Мишна говорит нам ("Авот", ч.1): "Сделай себе рава, купи себе товарища и оправдывай каждого человека".
Ранее мы выяснили, что между человеком и его ближним по группе существует такой порядок: вначале - "купи себе товарища", где "купи", как уже было разъяснено, означает внутри разума, а потом уже должны заниматься тем, что называется "сделай себе рава". А между человеком и Творцом порядок таков: вначале - "сделай себе Рава", а потом уже "купи себе Товарища", как это было объяснено выше. Теперь же надо разобраться: что означает, когда про всех других людей говорят "оправдывай каждого" - имеют в виду "купи" или "сделай"?
На основе всего сказанного мы должны растолковать это изречение не как "купи", а как "сделай".
Пусть, например, есть синагога, в которой молится много людей. И образуется внутри этой синагоги маленькая группа людей, желающих слиться воедино, где основой отношений будет любовь к ближнему. Скажем, к примеру, что есть там сто молящихся, и десять из них хотят сблизиться. Следует разобраться: почему выбрали именно эти десять человек, чтобы они объединились друг с другом, а не других людей из той же синагоги?
Может быть причина в том, что эти люди считают, что они лучше по сравнению с другими людьми из их синагоги? Или же потому, что они хуже других молящихся, и потому они почувствовали, что нуждаются в каком-то действии, чтобы возвыситься до вершин Торы и страха перед Творцом?
Всё это можно объяснить следующим образом. То, что эти люди согласились объединиться в одну группу, основываясь на любви к ближнему, так это потому, что каждый из них почувствовал, что есть у них одно общее желание, могущее сблизить их мысли и дающее им возможность получить силу для этой любви. Известно от АР"И, что "как лица не похожи друг на друга, так и мнения не похожи друг на друга". Несмотря на это, люди, согласившиеся объединиться между собой в одну группу, поняли, что не так уж далеки их мысли, в том смысле, что все они понимают необходимость в работе над любовью к ближнему, поэтому каждый способен уступить в пользу другого и посредством этого они могут слиться. А остальные люди не испытывают такой уж необходимости в этой работе, поэтому не может группа с ними объединиться.
Выходит поэтому, что когда работают над слиянием в группе, в это время каждый проверяет другого - его мысли, его характерные качества: стоит ли принять его, достоин ли он войти к ним? Отсюда наша просьба в каждодневной молитве: "и обереги нас от плохого человека и плохого друга". Это называется "купи себе товарища" и подразумевает работу на основе разума.
Из-за этого получается, что он гордится перед остальными молящимися из синагоги. А как же можно поступать так, ведь это против указаний Мишны ("Авот", ч.4): "Сказал рав Левитас, что надо быть очень скромным."
Про это говорит раби Ешуа сын Перхия ("Авот, ч.1): "И оправдывай каждого человека к лучшему". То есть по отношению к остальным людям он должен идти выше разума, что означает состояние "делай" - т.е. действие, а не разум. Так как с точки зрения разума он видит, что они не такие способные, как те, кого он выбрал друзьями. И так рассуждает каждый. Получается, что каждый превозносит себя перед всеми!? И здесь можно посоветовать только "оправдывать каждого".
Это имеется в виду по отношению к каждому человеку, т.е. по отношению к остальным молящимся в синагоге он должен оправдать каждого и сказать, что они на самом деле важнее его, и это его вина в том, что он не может оценить важность и величие масс, поэтому внутри разума он не видит их величия. Таким образом, по отношению к ближнему в группе, как мы уже объяснили, человек должен "купить", а по отношению к массам он должен "сделать" - что выше разума, и называется это "оправдай каждого".
Обрети себе друга
Обычно, когда говорят "товарищи", то имеют в виду двух людей с приблизительно одинаковыми способностями и чертами характера. Тогда эти люди легко находят общий язык и дружат между собой.
Допустим, двое людей занимаются чем-то вместе. Причём, каждый из них вкладывает в это дело и деньги, и силы поровну. Тогда и доходы они делят поровну. Если же один из них вкладывает больше денег или больше сил, то и доходы они делят на неравные части. Получается, что один из товарищей "выше" другого.
Итак, оба товарища должны быть равны по способностям и свойствам.
Но с другой стороны, как же можно учиться чему-либо у кого-либо, если он не "выше" тебя? Получается, что для того, чтобы была возможность что-то перенять у другого, нужно считать, что тот знает больше. Но тогда тот, другой, будет не товарищем, а равом.
Поэтому нужно совмещать понятия "сделай себе рава" и "приобрети себе друга". Каждый из товарищей должен чем-то поступаться по отношению к другому. Подобно тому, как любящий отец отказывает себе в отдыхе, чтобы заработать ещё денег для сына. Но в этом случае любовь является естественной. Такой её создал Творец, чтобы она способствовала существованию мира.
Но если бы отец растил детей не потому, что он любит их, а потому, что есть такая заповедь, то дети бы умерли с голода. Ведь как соблюдают заповеди? Иногда - искренне, со всей душой, а иногда - лишь бы сделать, лишь бы считалось, что она выполнена.
Поэтому и дал Создатель родителям естественную любовь к детям, чтобы эта любовь поддерживала существование мира. Но любовь к товарищам не является естественной. Требуется много усилий, чтобы она возникла.
И здесь уместно сказать о половине "приобрети себе друга". Когда человек понял, что для служения Творцу ему нужна помощь, которую он может получить только от товарища, он начинает подавлять свой эгоизм, для того, чтобы сделать что-то хорошее для товарища.
Человек начинает понимать, что главным в его служении Творцу является старание доставить Ему удовольствие. А это, как известно, противоречит его природе, потому что человек создан с желанием получать только ради собственной выгоды. Поэтому человеку дана эта возможность для того, чтобы выйти из-под власти эгоизма и начать любить ближнего, а с помощью этого он может достичь любви к Творцу.
Поэтому товарища, находящегося с ним на одном уровне, можно найти. Но после этого нужно сделать из товарища рава. Это значит, что нужно считать, что товарищ находится на более высоком уровне, чем он. Однако человек не может рассматривать друга в качестве рава, а себя в качестве ученика. Но в противном случае он не сможет учиться у своего товарища. И это называется "сделай", т.е. практическое действие без особых философствований. Это значит, что человек должен заставить себя поверить, что его товарищ действительно выше него.
Давайте заглянем в книгу "Матан Тора". Там сказано: "Первым условием, которое должен соблюдать каждый ученик, является ощущение того, что ты самый незначительный из всех товарищей. Тогда ты сможешь оценить величие своих товарищей. Как известно, "великий" не может учиться у "незначительного". Только незначительный сможет перенять знания у великих".
Итак, мы видим, что каждый из учеников должен считать себя самым незначительным. Это нужно делать на уровне "выше знания", и это называется "сделай себе рава". Это значит, что каждый из членов группы должен считать своих товарищей "равами", а себя - лишь учеником. И это очень тяжёлая работа.
Существует правило, что недостатки другого всегда очевидны, а собственные недостатки - нет. А тут вдруг нужно видеть у другого только хорошие качества и прислушиваться к тому, что другой скажет.
Тело не соглашается с этим. Прислушиваться к тому, что говорит другой, требует усилий со стороны тела, а оно всегда идёт по линии наименьшего сопротивления. Телу легче пренебречь словами и делами другого, только бы не прикладывать усилия.
Поэтому это и называется "сделай себе рава", т.е. если твой товарищ будет для тебя равом, то ты будешь обязан его слушать, даже если это противоречит твоим желаниям. Разум человека противится этому, а иногда он говорит человеку, что он может быть равом, а его товарищ учеником. Поэтому говорят "сделай", т.е. без участия разума.
"И оценивай каждого человека в лучшую сторону" (всегда ищи оправдание для другого). Допустим, человек уже "приобрёл себе товарища". Как он должен после этого вести себя по отношению к другим людям? Например, человек выбрал себе нескольких товарищей из группы, а с другими он не хочет дружить. Как же он должен относиться к ним, ведь они не являются его друзьями? То обстоятельство, что он не выбрал их себе в друзья, говорит о том, что он не нашёл в них хороших качеств, т.е. он оценил их ниже себя.
Итак, как же человек должен относиться к другим людям, с которыми он сталкивается в группе, или вообще ко всем людям? Об этом и говорит Йешуа бен Парахия: "И оценивай каждого человека в лучшую сторону". Человек всегда должен оправдывать действия других людей. И то, что он не видит в них хорошие качества, это не их, а его вина. Это значит, что у него ещё нет способности видеть положительные черты других.
Все люди хорошие, достойные, и человек, идущий путём Истины, постепенно начинает понимать это. Со временем, в зависимости от уровня постижения, он начинает всё больше и больше видеть, что это правда. Но пока человек не видит этого, он всё равно должен оправдывать других людей. У человека не должно быть никаких претензий к поведению других. Но учиться, перенимать у других людей (кроме членов группы) он не должен ничего.
Необходимо различать связи:
1) между человеком и Творцом;
2) между человеком и его ближними по группе;
3) между человеком и остальными людьми, которые не являются его товарищами по группе.
Сказано: «Создай себе Рава и купи себе товарища» - это путь исправления. Сказано также: «Оправдывай каждого человека» («Авот», ч.1).
Что означает «создай», «купи» и «оправдывай»? Следует пояснить, что «создай», в данном случае, не связано с разумом. Ведь в ситуации, когда разум не понимает, стоит делать что-либо или нет, как можно принять решение, что для меня хорошо, а что плохо? Если с точки зрения разума два пути равны, то кто заставляет человека принять решение, что стоит ему делать? И вот именно тогда своим действием он может принять решение.
Итак, перед человеком есть два пути:
1) работать ради отдачи;
2) работать ради себя.
Есть части в теле человека, которые говорят ему: «Неужели ты больше преуспеешь в жизни, если будешь работать с намерением отдавать? Неужели только в этом случае ты получишь наслаждение?» Сказано: «Если делаешь так, то счастлив ты в этом мире, и хорошо тебе в мире грядущем». Так утверждает доброе начало в человеке.
А злое начало говорит как раз обратное: лучше и выгоднее работать с намерением ради себя. И тогда только сила, которая называется «действие верой выше разума», склоняет человека к правильному решению, а не разум и не чувства. Поэтому «действие» называется «верой выше разума и здравого смысла». Выходит, что вера - это сила, обратная разуму.
Действие «купи» - это действие внутри разума, т.е. согласно разуму. Как и в нашей жизни, когда человек хочет что-либо купить – продавец предлагает ему товар, а он стоит перед выбором - стоит ли покупать по той цене, что у него просят. Если не видит выгоды - не покупает. Выходит, что «купи» подразумевает использование разума.
А сейчас разберём понятия « Рав» и «товарищ». Иногда под товарищами подразумевают группу, с которой хотят находиться в единении. А это может произойти благодаря подобию свойств, когда каждый заботится о ближнем, т.е. отношения построены на основе любви к ближнему. Таким путём и объединяются, становясь как единое целое.
Поэтому, если собираются люди, поставившие своей целью создание единой группы, то они обычно ищут людей, подобных себе по убеждениям и свойствам. Тех же, кто не подходит, не принимают в создаваемую группу.
После этого в группе начинается работа. Но если с самого начала, т.е. ещё до того, как объединиться в одну группу, не ставили своей целью такое объединение, то не стоит и надеяться, что из всего этого что-нибудь получится. А если до того, как вошли в группу, они имели приблизительно одно стремление, тогда можно сказать, что они способны начать работу в группе над любовью к ближнему.
Между человеком и Творцом.
Между человеком и Творцом порядок работы таков, что сначала нужно «сделать себе Рава», а потом уже «купить себе товарища». Т. е., сначала человек должен поверить выше разума, что Творец – Рав (т.е. большой, превосходящий «я» человека). Как сказано в «Предисловии к книге «Зоар»: «Самое главное - это страх перед Творцом, и означает он, что человек должен трепетать перед Творцом, потому как Он велик и властвует над всем».
И в той мере, в которой он верит в величие Творца, называемого в таком случае Равом, в той же мере есть у него силы для действия «купи». Т.е. путём отказа от собственного эгоизма, он может купить единение по свойствам с Творцом, называемое также слиянием. И тогда Творец называется «товарищ» – (хавер), поскольку есть тогда объединение (хибур) с Ним.
К примеру, когда покупают в нашем мире разные вещи, то обязаны заплатить за них деньгами или почётом, или просто приложить усилия, чтобы достичь чего-либо. И когда человек хочет достичь слияния с Творцом, он также обязан заплатить – отказом от эгоизма, так как иначе не обретет подобия Творцу по свойствам.
В то же время, когда человек видит, что не способен на такой отказ ради достижения единения с Творцом, он должен понимать, что это не из-за того, что он родился слабохарактерным и поэтому не способен преодолеть собственный эгоизм. Проблема в том, что он недостаточно прикладывает усилия, для того чтобы «сделать себе Рава», т.е. не работает над верой. Ведь только в той мере, в которой он верит в важность и величие Творца, есть у него силы оказаться от эгоизма.
Более того, человек должен знать, что если он хочет оценить величину собственной веры, то он может увидеть это по той степени ограничения на использование своего эгоизма, на которую он способен пойти. Тогда он узнает, насколько находится в работе «выше разума». И это справедливо в отношениях человека с Творцом.
Между человеком и его ближним.
А в отношениях человека с товарищами по группе нужно сначала «купить себе товарища», а уж потом «сделать себе Рава». Ведь когда человек ищет себе товарища, сначала он должен проверить его, действительно ли стоит объединиться с ним. Мы видим, что по этому поводу даже создана специальная молитва: «Отдали нас, Творец, от плохого человека и от плохого друга».
Выходит, что ещё до того как человек принимает другого себе в товарищи, он должен проверить его со всех сторон. А для этого необходимо воспользоваться своим разумом. Поэтому не сказано: «Сделай себе товарища», так как «сделай» подразумевает действие выше разума. В отношениях с товарищем в группе человек должен использовать своим разум и предварительно проверить, насколько это возможно, подходит ли ему его товарищ по своим взглядам и свойствам. Человек должен знать, сближаться ему с ним или отдалиться от него. Об этом мы и просим Творца каждый день: «Отдали нас от плохого человека и от плохого друга».
И если человек видит, что стоит объединиться с ближним, то он должен заплатить за это, т.е. отказаться от эгоизма и получить взамен этого силу любви к ближнему. И тогда он сможет надеяться достичь также любви к Творцу.
А после того, как он объединился с группой людей, которые стремятся достичь любви к Творцу, чтобы получить от них силу для работы с намерением отдавать, и воодушевляется тем, что они говорят о необходимости достижения любви к Творцу, – он должен каждого члена группы считать больше самого себя. Как сказано в книге «Матан Тора»: «Человек не может принять ценности группы, если не считает, что эта группа – выше его». Поэтому каждый должен чувствовать себя, что он меньше всех, так как больший не может получить от меньшего. Как сказано: «Восхищаться Его величием» - только меньший может восхищаться большим.
Получается, что на втором этапе, т.е. когда каждый должен научиться чему-либо от другого, вступает в силу правило – «сделай себе Рава». Ведь чтобы суметь сказать, что товарищ выше его, человек должен использовать «действие», поскольку только верой выше разума он может сказать, что его товарищ находится на более высокой ступени.
Поэтому между человеком и его ближним в группе порядок таков: сначала он должен выполнить «купи себе товарища», и уже потом – «сделай себе Рава».
Между человеком и остальными людьми.
Сказано («Авот», ч.1): «Сделай себе Рава, купи себе товарища и оправдывай каждого человека».
Ранее мы выяснили, что между человеком и его товарищем по группе существует такой порядок: вначале - «купи себе товарища», где «купи» означает действие в соответствие с разумом. И уже потом нужно «сделать себе Рава». А между человеком и Творцом порядок таков: вначале - «сделай себе Рава», а потом уже «купи себе товарища». И нужно выяснить, когда про остальных людей говорится: «Оправдывай каждого», - имеется в виду «купи» или «сделай»?
На основе вышесказанного следует понимать это изречение не как «купи», а как «сделай».
Например, внутри общества образуется маленькая группа людей, желающих соединиться на основе любви к ближнему. И в небольшом обществе из ста человек, десять хотят сблизиться. Следует выяснить: почему именно эти десять человек решили объединиться друг с другом, а не другие?
Может быть причина в том, что эти люди считают себя лучшими, по сравнению с остальными? Или, возможно, они хуже других, и потому почувствовали, что нуждаются в каком-то действии, чтобы духовно возвыситься?
Эти люди согласились объединиться в одну группу, основываясь на любви к ближнему, потому, что каждый из них почувствовал, что есть у них одно общее желание, способное сблизить их мысли и дающее им возможность получить силу для этой любви. Сказано у Ари: «Как лица не похожи друг на друга, так и мнения не похожи друг на друга». Несмотря на это, люди, согласившиеся объединиться в одну группу, поняли, что не так уж далеки их мысли. Ведь все они понимают необходимость работы над любовью к ближнему, поэтому каждый и способен уступить другому и посредством этого они могут соединиться. А остальные люди не испытывают потребности в этой работе, и поэтому группа не может с ними объединиться.
Выходит, что когда работают над объединением в группе, каждый проверяет другого, в соответствие со своим разумом и свойствами: стоит ли ему объединяться с товарищами, и достоин ли он сам объединения с ними. Поэтому мы и просим в молитве: «Отдали нас от плохого человека и плохого друга». В этом заключается смысл выражения: «Купи себе товарища», – подразумевается работа на основе разума.
Из-за этого получается, что он гордится перед остальными. А как же можно поступать так, ведь это против указаний Мишны («Авот», ч.4): «Сказал рав Левитас, что нужно быть очень скромным.»
Про это говорит раби Ешуа сын Пархия («Авот, ч.1): «Оправдывай каждого человека». То есть по отношению к остальным людям он должен идти верой выше разума, что означает состояние «делай» - т.е. действие, а не разум. Ведь с точки зрения разума он видит, что они не такие способные, как те, кого он выбрал друзьями. И так рассуждает каждый. Но получается, что каждый превозносит себя перед остальными!? И здесь можно посоветовать только «оправдывать каждого».
И это относится к каждому человеку. В отношении остальных он должен оправдывать каждого и говорить, что на самом деле они важнее его, и это его вина, что он не может оценить важность и величие группы. Внутри разума он не видит величия товарищей. Таким образом, по отношению к товарищу по группе, человек должен совершить действие «купить», а по отношению к группе – «сделать», то есть идти верой выше разума, и это называется – «оправдывай каждого».